Одна из первых картин, написанных вскоре после военной службы Макса Бекманна (годы жизни 1884-1950) в период Первой Мировой войны, работа «Адам и Ева» мало похожа на его довоенные пейзажи или же масштабные повествования. Полотно большей частью лишено цвета; вместо этого в нём преобладают разнообразные оттенки серого, которые и придают работе общий тон меланхолии, а также создают поверхностное пространственное измерение.
Грязные тона также демонстрируют нам склонность Бекманна к морализирующим образам, в которых абсолютно каждый элемент, даже цвет краски, имеет более глубокий смысл. Яркая жёлтая лилия и красные глаза змеи резко контрастируют с серой палитрой цветов, которую Бекманн использовал для отображения плоского пейзажа и измождённых библейских фигур, сразу же привлекая взгляд зрителя именно к ним.
Эти архетипы передают понимание Бекманном символизма и разных аллегорий; ведь здесь он использует лилию, дабы намекнуть нам на чистоту и искупление, в то время как огненно-красный цвет змеиных глаз подчёркивает непостоянную природу Дьявола. Два данных символа кратко повествуют о последствиях человеческого грехопадения – циклическом пути от первородного греха к обещанию спасения.
Помимо тонально-символической схемы картины, её неровные контуры, сглаженные цветовые плоскости и неглубокое пространство холста являются конечным результатом синтеза Бекманном великого множества источников. Жестокие, извращённые фигуры обязаны собой средневековым немецким живописцам, таким как Маттиас Грюневальд (годы жизни 1470-1528) и Ханс Бальдунг-Грин (годы жизни примерно 1480/1484/1485-1545), которые использовали подобные изображения для повествования о боли и страданиях.
Заимствование средневековых стилей и сюжетов прекрасно иллюстрирует стремление немецкого течения под названием Новая Предметность возродить немецкую традицию в контексте современности. В отличие от средневекового влияния, организация пространства на холсте находится под явным влиянием сжатых композиций художников-кубистов, а критический тон изображения привязан к социальному комментарию ещё и экспрессионистов.
Включение Бекманном всех этих разнообразных движений привело к определению его личного стиля и положило начало самому успешному периоду карьеры творца. Получившуюся картину можно запросто рассматривать как аллегорию, предостерегающую нас от искушения повторения насилия, жестокости и разрушений, которые преследовали всю Германию во время Первой Мировой войны.
Тёмные очертания, сильно непропорциональные фигуры и мелкое пространство полотна только усиливают данный эффект. Позже все они стали отличительными чертами зрелого художественного стиля Бекманна.
- Художник – Макс Бекманн
- Название – «Адам и Ева»
- Год создания – 1917
- Размеры – 57 х 80 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Новая Национальная Галерея на территории Государственного Музея Берлина (Берлин, Германия)