Найти тему
English Learning Pub

Профессиональное развитие учителя

Оглавление

На одном из блоков обучения CELTA поднимается тема профессионального развития. Этот вопрос крайне важен для дальнейшего движения вперед, и рассмотреть его можно с нескольких сторон.



You. Вы.



Это те действия, которые зависят только от вас. Шаги, для выполнения которых вам не нужен никто, кроме вас и вашего желания двигаться дальше.

Глава Первая. Вчера.

Познать работу над собой за счет само-рефлексии мне довелось еще в университете. Я начала работать до того, как прошла вводный курс по методике, отчего во многом полагалась на экспериментальный подход.

Как это работало у меня в начале преподавательского пути:

1) Вспомнить, как меня учили

2) Выбрать то, что мне нравилось

3) Спланировать детально урок

4) Попробовать

5) Подумать, что получилось, а что нет

6) Доработать

7) Попробовать еще раз

Это работало, потому что у меня всегда была тяга к знаниям и мотивация к применению их на практике. Мне нравилось делать немного больше, чем думать.

Если же вы только начинаете преподавать и экспериментальный метод пугает вас, я советую вам приобрести базовые книги по методике, чтобы черпать идеи оттуда. Также, возможно, вам больше подойдут два других столпа профессионального развития, о которых я расскажу в последующих статьях.

Глава Вторая. Сегодня.

Сейчас с добавлением методических знаний, я немного ушла от метода опыта и тыка, но я все также стремлюсь пробовать новое. Так, в моей практике саморефлексии появились следующие шаги:

1) Проанализировать прошедший урок (цепочку уроков)

2) Увидеть, что работает хорошо, что следует доработать

3) Поискать методы, которые помогут доработать процесс (книги, интернет, видео-материалы)

4) Выписать идеи

5) Спланировать урок с учетом новых мыслей

6) Провести урок и оценить успешность внедрения новой методики

Это работает, потому что у меня уже есть осознание того, что я хочу видеть на уроке. Более того, я знаю своих учеников и понимаю, что для них будет интересно и эффективно.

Если вы опытный преподаватель и чувствуете, что «застряли» на месте, я посоветую вам использовать метод саморефлексии от Вудварт, который мы опробовали на одной из наших методических встреч. Также вам, безусловно, будет полезно найти мотивацию с помощью блоков развития два и три, которые я опишу совсем скоро.

Глава Третья. Завтра.

К счастью, CELTA - это только начало пути для меня как методиста, поэтому я могу делиться с вами идеями не только как наставник, но и как коллега. Дальше в моем списке развития CAM и DELTA.

Помните, обучение - это непрекращающийся процесс. И, если мы хотим, чтобы наши ученики в это верили, мы должны подавать им пример.



You and your students. Вы и ваши ученики.



Иногда в это трудно поверить, но обучение - двусторонний процесс. Вы учите студентов иностранному языку, они учат вас учить их.

В этом блоке наблюдается два основных столпа, способствующих продвижению вперед.

Глава первая. До.

До начала учебного года важно собрать как можно больше информации о вашем ученике. Да-да, речь снова идет про needs analysis. Со своими новыми учениками я использую метод анкетирования, со старыми - интервью.

О новичках мы уже не раз говорили, давайте же обсудим постоянных учеников. Зачем нам нужен needs analysis для начала обучения тех, с кем давно знакомы?
Ответ лежит на поверхности. Не важно, преподаете вы у взрослых или у детей,
с вероятностью 90% ваши ученики хотя бы раз в год будут делать перерыв. Он будет разный по длительности и разный по присутствию иностранного языка в их жизни в этот момент.

По возвращении для вас может стать сюрпризом, что:

1) Их цели изменились

2) Они нашли новые увлечения

3) Изменился их уровень (откат назад или же, наоборот, есть улучшения)

Таким образом, незаметный для них, но очень важный для вас как для эксперта «вводный» урок поможет вам прощупать почву и сделать необходимые изменения в программе.

Глава Вторая. После.

Если взять за аксиому, что по завершении учебного года мы проверяем не только знания учеников, но и интересуемся их мнением насчет курса в целом, то возникает вопрос, обязательно ли ждать целый год?

Ответ очевиден. После - это после урока. Это не значит, после каждого урока. Но после каждого «экспериментального» занятия.

Как это работает у меня:

1) Вижу пробел у ученика в грамматике: в грамматическом блоке все шикарно, задания выполняет на отлично, в речи использует, но, как только уходим дальше - память начинает подводить.

2) Анализирую суть проблемы и ищу решение: недостаточно повторений, значит, надо подкорректировать цикличность курса, обеспечив ученика заданиями, которые позволили бы ему использовать правило для их выполнения.

3) Конструирую задания: пробую новые форматы, чтобы ученику не надоело. Тут поможет информация об интересах.

4) Пробуем на уроке: наблюдаем за реакцией ученика, оцениваем вовлеченность

5) Спрашиваем отзыв: тут на руку сыграют доверительные отношения со студентом. Более того, не следует спрашивать в лоб, нужно уйти от вопросов «да» - «нет» к открытым, которые позволят узнать истинное мнение.

Так, вы не только вкладываетесь в свое собственное развитие, но и выстраиваете необходимую атмосферу для всего курса, постепенно переходя к student-centered classroom от teacher-centered one.



You and your colleagues. Вы и ваши коллеги.



В этом сообществе мы не раз обсуждали эффективность взаимодействия с другими учителями. Вы, безусловно, можете легко копить собственный опыт и знания не прибегая к советам со стороны. Однако, стоит задуматься о том, какой путь быстрее.

Глава первая. Я студент.

В годы обучения в университете основная часть работы с коллегами сводилась к «подсматриванию». Мы проигрывали уроки друг для друга, размышляли и оценивали. Сверх этого, у каждого из моих сокурсников была возможность пройти практику в одной из московских школ, где в качестве одного из параметров оценивания были фотографии (планы) уроков профессиональных учителей.

Однако, для меня этого сценария всегда было мало. Так как к началу основных пар по методике у меня уже был опыт работы индивидуально и в группах, мне не терпелось подсмотреть такие техники, которые можно было применить сразу.

Так, я стала «подсматривать» за учителями английского и китайского языков во время пар. Со стороны студента я видела, какие приемы работали, какие нет. Также, я не стеснялась задавать вопросы, чтобы выяснить, сработают ли эти шаги на уроке у более низкого уровня, у другого возраста.

Это долгий путь. Сейчас существует множество блогов, которые предлагают индивидуальные консультации, выкладывают материалы и планы занятий. Для учителей более младшего поколения имеются огромные возможности. Не бойтесь использовать их все, но не полагайтесь на «халяву» слишком сильно.

Глава Вторая. Я преподаватель.

После выпуска из университета, я продолжаю учиться. Так, я пошла на курс по созданию интерактивных игр, и окончила CELTA.

Если смотреть через призму третьего блока о развитии, то курсы - один из самых простых вариантов для общения с коллегами, так как во время обучения вы активно помогаете друг другу так или иначе.

Также, я состою в методическом клубе выпускников CELTA, созданном одним из наших тьюторов. Клуб проводит тренинги и встречи. То же, что и я хочу привносить в сообщество LTP.

Таким образом, сейчас, став учителем, я не пытаюсь оградить себя от обмена знанием и опытом. И я, надеюсь, что вместе с вами мы сможем достичь высот.

Глава Последняя. Обсуждение:


Считаете ли вы, что профессиональное развитие необходимо? Делитесь мыслями в комментариях.