- На что она вообще живет эта твоя Андорра? Что-нибудь свое у них есть? производство какое-нибудь? - спрашивают меня старшие родственники. Это в них говорит память о структуре экономики 20 века. Или о философии Адама Смита
Как государство богатеет,
И чем живет и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.©️
Конечно, есть свое, как не быть. Вот, например, 🐄 и💡
При общемировой тенденции к переходу на возобновляемые источники, Андорра могла бы лучше использовать данные природой 300 🔆ясных дней в году. На самом деле солнечные электростанции дают совсем небольшой процент общей электроэнергии. Но государство активно работает по преодолению этого досадного упущения. Например, несколько лет назад было разработано мобильное приложение, позволяющее частным лицам узнать о возможностях установки солнечных батарей на крыше дома или на участке.
Основа собственной энергетики Андорры - гидроэлектростанции. Первая была построена еще в 1930-е годы. Она и сейчас выглядит внушительно. Но растущие потребности населения и горнолыжной инфраструктуры приводят к тому, что одной своей водичкой сыт не будешь.
Всей энергетикой в стране - производством, дистрибьюцией и продажей - занимается государственное предприятие FEDA. Это аббревиатура, она означает Электрические Силы Андорры. Подходящее название для монополиста😈 Помимо гидроэлектростанции, ему принадлежит ТЭЦ, работающая на сжиженном газе. Газ привозится грузовиками из соседней Франции.
Андорра покупает у соседей и готовую энергию: 40% приходит из Франции и 36% из Испании, в основном от ветрогенерации. Своих ветряков в здесь нет.
Только развитие солнечной энергетики позволит Андорре снизить эту зависимость. В 2022 году был построен солнечный парк с инновационными двусторонними панелями: они позволяют улавливать как прямые лучи, так и отраженные от ❄️снега. Небольшие "поля" солнечных панелей можно увидеть по всей стране.
Нестандартным пунктом списка оказался такой источник энергии как "переработка отходов: valoracio' residus🚮 - 14%. Полученные мегаватты закачиваются в электрическую и тепловую системы.
В русле мировой экологической повестки, Андорра активно продвигает идею электроавтомобилей. В 2017 году была реализована соответствующая программа финансовой поддержки для предприятий и частных лиц. Это стало возможно в результате договора между Правительством, муниципалитетами и ужасным монополистом FEDA🤑
Андорра является третьей страной в мире с наибольшим количеством электромобилей после Норвегии и Нидерландов. В 2016 году было зарегистрировано 5% транспортных средств с такими характеристиками.
Их действительно много, в том числе, Тесла. Зарядные станции🔌 попадаются на каждом шагу. Одна - прямо напротив здания Правительства.
Вряд ли столько людей озабочены экологическими проблемами🌿 Наверное, это просто выгоднее. Хотя и бензин в Андорре не дорогой. Дешевле, чем в 🇪🇸Испании, и намного дешевле, чем во 🇫🇷Франции.
Андорра↔︎Испания - почувствуйте разницу...
На самом деле машин много всяких, не только электромобилей. В автосалонах продаются все марки, которые только можно себе вообразить. Андорра находится в первой десятке стран мира по автомобилизации (числу автомобилей на 1000 человек): в 2021 году этот показатель был равен 1050. Но поскольку само население невелико - около 90 000 человек - то автомобильные номера здесь без затей: буква и четыре цифры. Музейные и посольские машины - отдельно.
В 2015 году появились индивидуальные номерные знаки. Любой автовладелец может заплатить государству от 300 до 6000 евро при регистрации, а затем 200 евро в год, и получить "красивый" номер. Он должен содержать от 2 до 5 знаков и начинаться с буквы. Если видишь джип с номером типа JMF86, скорее всего, за рулем гражданин 1986 г.р.😁 Но есть и более заковыристые. Мне попадались KIRBY (розовая Тесла), KARMA и DRAGO. А еще интересный вариант -
Это слово на каталанском языке означает Я ЕСТЬ. А еще "хоккейная клюшка". Философ♾︎? или спортсмен🏑?