Праздник святых апостолов Петра и Павла, отмечаемый церковью 12 июля, в православном календаре отнесен к разряду великих.
Слово “апостол” происходит от греческого “апостолос”, что означает посланец. Первоначально так называли странствующих проповедников. В Евангелие апостолами именуются ученики Христа, которым он начал излагать свое учение, заповедав распространять его среди всех народов.
Церковь удостоила Петра и Павла звания первоверховных за их труд “ради устроения церкви Христовой на земле”, за их творения, написанные по внушению Святого Духа.
Апостол Петр, по описанию Евангелиста Иоанна, был простым рыбаком по имени Симон, когда привел его к Иисусу брат Андрей. Иисус же, взглянув на него, сказал: “Ты, Симон, сын Иоаннин, ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)”. По словам евангелиста Матфея, именно Петру Иисус определил роль основателя церкви.
Петр был одним из самых ревностных проповедников христианства, основал римскую церковь. Согласно церковному преданию, по приказу Нерона, римского императора, он был схвачен и распят. Однако по просьбе апостола его пригвоздили ко кресту вниз головой, ибо он считал, что не достоин быть казненным таким же образом, как его учитель.
Образ апостола Павла представлен в основном в новозаветных деяниях апостолов и в 14 посланиях Павла. В отличие от Петра, он не принадлежит к первым двенадцати ученикам Христа, но после казни Иисуса проявил такую энергию и твердость в распространении христианства, что тоже заслужил звание первоверховного апостола.
В их честь был специально установлен праздник. Праздник этот первоначально отмечался в Риме, а затем вышел за пределы Римской церкви. Особое значение праздник имел для народов, занимающихся рыболовством. Ведь апостол Петр считался покровителем рыбаков, поскольку сам был рыбак.
Рыболовство являлось одним из древнейших занятий донских казаков. В ХVIII веке город Черкасск и Черкасский округ становятся одним из центров рыбной ловли и рыбозаготовки. Поэтому не случайно в Черкасске в это время строится церковь в честь апостолов Петра и Павла.
Праздник апостолов Петра и Павла был престольным праздником станицы Старочеркасской и жителей Рыковских станиц, которые принадлежали к приходу Петропавловской церкви. В этот день благовест старочеркасских колоколов приглашал своих прихожан на молебен. Службы шли во всех храмах станицы Старочеркасской, а в Петропавловской церкви молебен совершал архиерей, специально приезжавший по случаю великого праздника.
В Черкасске в этот день устраивалась ярмарка, где можно было купить самый разнообразный товар: особенно много продавали конфет и других сладостей. В ярмарочные дни шли представления цирка, устанавливали карусели и качели. Ходили обязательно в гости, в этот день разговлялись. Заканчивался петровский пост, который начинался через неделю после праздника Троицы и продолжался до 12 июля, то есть до праздника апостолов Петра и Павла.
Петропавловская церковь – третий по времени храм в Черкасске, был построен в дереве в 1692 году. Во время грандиозного пожара 1744 года церковь сгорела. Но в том же году из Черкасска в Москву было послано ходатайство о присылке мастеров, каменщиков и штукатуров. В апреле 1749 года из Москвы в Черкасск для строительства каменной Петропавловской церкви прибыли мастера и десять каменщиков и штукатуров. Строительство церкви велось довольно быстрыми темпами, и 31 августа 1750 года новая Петропавловская церковь, выстроенная в камне, была торжественно освящена епископом Воронежским Феофилактом. Через год к церкви с южной стороны был пристроен придел Иоанна Воина. Иоанн Воин являлся покровителем русского воинства, в том числе и казачества, поскольку главной и основной обязанностью казака была военная служба.
Говоря об архитектуре Петропавловской церкви, следует обратить внимание на простоту архитекторного решения и стройность пропорций, выдающих руку мастера. В Петропавловской церкви нет ничего от пышности елизаветинского барокко. По-видимому, мы имеем дело с архитектурой переходной поры от барокко к раннему классицизму, учитывавший местные традиции и вкусы. Барочная композиция “восьмерик на четверике” используется в колокольне и церкви. Стены украшены пилястрами и округленными наличниками окон, которые скупостью декора лишь подчеркивают ясность членения архитектурных объемов.
Глядя на Петропавловскую церковь, еще раз приходишь к мысли о том, насколько совершенна церковная архитектура, сколько в ней гармонии и красоты. Художник Грабарь считал архитектурную одаренность русского народа исключительной, он писал: “Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении всей русской истории так постоянно и так повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа”.
Внутри храма стены были расписаны, там же находился иконостас первой половины ХIХ века. На центральном своде храма была изображена рыба, обрамленная картушем – символ Иисуса Христа. Часть икон была в серебряных окладах, серебряными были и царские врата на иконостасе. Из икон весьма интересной была “Казанская Богоматерь”, в честь которой в 1809 году в Петропавловской церкви был устроен придел. До 18 пудов серебра, множество жемчуга, алмазов, яхонтов, изумрудов находились в Петропавловской церкви. Кроме того, в храме хранились церковные книги ХУП-ХУШ вв. Церковь знаменита еще и тем, что в августе 1751 года здесь был крещен будущий атаман, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов.
Апостол Павел в своем послании к коринфянам говорит: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто. Если я раздам все имение мое и отдам мое тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все превозносит. Любовь никогда не перестает. А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь, но любовь из них больше”.
Лучший путь – путь любви. Вдумаемся и вслушаемся в слова апостола Павла. Они и сегодня звучат так актуально. Вера, надежда и любовь – вот, что должно пребывать в сердце каждого человека, вот, что так необходимо нам всем сегодня! «Стяжи дух мирен и спасутся тысячи».