Найти в Дзене
Доктор Антикризис

Нейробиологические последствия переживания насилия в детском возрасте.

Изучение проблемы насилия над детьми и его долгосрочных психологических и соматических  последствий имеет особое значение.

Понимание психологических и нейробиологических механизмов развития дезадаптивной модели поведения у травмированных насилием людей может существенно облегчить задачу психологов и врачей с точки зрения оказания эффективной  помощи жертвам насилия.

Известно, что люди, переживавшие насилие в детском возрасте, часто и во взрослой жизни становятся жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия. Так же они весьма подвержены к развитию психоэмоциональных и соматизированных расстройств.

Корректировка поведенческих проблем, делающих людей, переживавших насилие в детстве более уязвимыми( как правило, речь идет о переживании насилия в семье).

1.Нарушения распознавания ситуационной опасности  и  сигналов опасности в контексте межличностных отношений, а также  связанных с построением значимых, близких отношений у людей, переживавших насилие в детстве.

2.Нарушение способности к сотрудничеству и реакция на отвержение.

3.Рискованное и безрассудное поведение, присущее тем, кто пережил насилие в детском возрасте.

4.Также, к проблемам людей, пережившим в детстве насилие относится трудность  при совершении выбора. Они демонстрируют чрезмерное беспокойство о потенциальной угрозе и собственной уязвимости, что приводит к избегающему поведению или поведению, отражающему выраженный страх и ожидание негативного будущего.

5.Дезадаптивный способ  принятия решений.

6.Виктимизация и др.

Среди описанных проблем особое место занимают проблемы повторной виктимизации, рискованного поведения и трудности в построении близких отношений.

Первичная виктимизация случается тогда, когда жертва и насильник встретились впервые.

Повторная виктимизация — это дополнительная виктимизация, происходящая после первичной виктимизации. Примерами повторной виктимизации является обвинение жертвы, неуместное поведение или высказывания в отношении жертвы со стороны медицинских работников или других специалистов, к которым обращается жертва, а также другие действия, усугубляющие страдания жертвы.

Нейробиологические аспекты переживания насилия в детском возрасте.

Фактически, когда мы говорим о переживании ребенком насилия в семье, то с психологической и психофизиологической точек зрения речь идет о длительном воздействии на развивающийся организм экстремальных, неконтролируемых стрессоров. При этом развивающийся мозг особенно уязвим к воздействию стрессоров, особенно в том, что касается развития и функционирования таких его структур, как префронтальная кора, гиппокамп и мозолистое тело (Delima, Vimpani, 2011).

Развитие технологий исследования мозга позволило существенно развить представления психиатров и психологов о том, какое воздействие оказывает хроническая травматизация, связанная с насилием, на работу головного мозга, a также о том, как это воздействие может объяснять наблюдаемые у людей, подвергшихся насилию, психологические проблемы.

Изменения в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой адреналовой оси.

Для категории людей описываемой в статье характерен повышенный или пониженный уровень  кортизола.

Кортизол (17-гидрокси-11-дегидрокортикостерон) является одним из гормонов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA), секретируемым надпочечниками в ответ на стресс.

Системные эффекты кортизола важны для гомеостатического ответа на болезнь, включая поддержание артериального давления, обеспечение клеток питательными веществами и сдерживание воспаления.

Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ось ГГН или ось ГГГН) представляет собой сложную систему прямого воздействия и обратной связи между тремя компонентами: гипоталамусом (часть головного мозга, расположенная под таламусом), гипофизом (структура в форме горошины, расположенная под гипоталамусом) и надпочечниками (также называемыми "супраренальными") железами (небольшие конические органы над почками). Эти органы и их взаимодействие составляют ось ГГН.

Активированная ось  не только регулирует гомеостаз, реакцию на стресс , но также оказывает глубокое влияние на регуляцию эмоций. Существует множество наблюдений взаимосвязи между осью  и психическими заболеваниями.

Гипоталамо-гипофизарная ось является основной нейроэндокринной системой, которая контролирует реакции на стресс и регулирует многие процессы в организме, включая пищеварение, иммунные реакции, настроение и эмоции, сексуальную активность, а также накопление и расход энергии. Это общий механизм взаимодействия между железами, гормонами и частями среднего мозга, которые опосредуют общий адаптационный синдром (ОАС).

Рассмотрим нейроэндокринный комплекс, называемый гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой ГГАС. Он представляет собой объединение структур гипофиза, гипоталамуса и надпочечников, выполняющее функции, как нервной системы, так и эндокринной.

ГГАС система играет важную роль в поддержании гомеостаза организма, эндокринных регуляций. Она контролирует синтез глюкокортикостероидов. Эти вещества необходимы в организме для регуляции белкового и минерального обмена, повышения свертываемости крови, стимуляции синтеза углеводов и др. Для оценки качества функционирования этой системы необходимо сдать анализы крови из вены.

ГГАС представляет собой нейроэндокринный механизм, посредством которого эмоциональный, нейрогенный и другие виды стресса, воздействуя на нервную систему, вызывают реакцию гипофизарно-адреналовой системы. Эту реакцию обусловливают многочисленные изменения во внешней среде, которые ведут к повышению биосинтеза и секреции гормонов коры надпочечников. Вызванные этими изменениями афферентные импульсы стимулируют выброс адренокортикотропного гормона в кровь в количестве, достаточно большом, чтобы удовлетворить повышенную потребность организма в гормонах коры надпочечников. Это одно из звеньев «общего адаптационного синдрома», при котором гипофизарно-адреналовая система выступает в качестве механизма, обеспечивающего поддержание гомеостаза в условиях стресса.

Истощение или длительная гиперфункция системы гипофиз - кора надпочечников играет существенную роль в патогенезе  болезней, которые называют болезнями адаптации.

К болезням адаптации относят:

1. Соматические заболевания такие как, ишемическая болезнь сердца, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (глюкокортикоиды повышают секрецию и кислотность желудочного сока, а катехоламины вызывают нарушение микроциркуляции в слизистой оболочке) и др.

2. Синдром хронической усталости

3. Аллергические и воспалительные заболевания (бронхиальную астму, ревматизм и др.)

4. Абсолютная и относительная опиатергическая недостаточность (алкоголизм, табакокурение, наркомания, психические расстройства)

5. Болезни обмена веществ (сахарный диабет) и др.

Возникновение и особенности течения таких болезней во многом зависит от содержания в крови концентраций АКТГ и СТГ, глюкокортикоидов и минералокортикоидов в тканях.

Подробнее:

Адренокортикотропный гормон (АКТГ) – это гормон передней доли гипофиза, который секретируется под влиянием выделяемого гипоталамусом кортикотропин-рилизинг-фактора и стимулирует биосинтез и секрецию кортизола в коре надпочечников. Кроме кортизола, в меньшей степени АКТГ обеспечивает синтез андрогенов и в физиологических концентрациях практически не влияет на выработку альдостерона. На уровень АКТГ сильно воздействуют стресс, сон и физические нагрузки, беременность.

АКТГ стимулирует синтез стероидных гормонов корой надпочечников и обеспечивает поддержание нормальной массы надпочечников. Анализ крови на АКТГ рекомендуется при подозрении на синдром хронической усталости, повышенной утомляемости, длительном лечении глюкокортикостероидами, а также для дифференциальной диагностики синдрома Иценко-Кушинга, артериальной гипертонии, первичной и вторичной надпочечниковой недостаточности.

Соматотропный гормон (соматотропин, СТГ) — «гормон роста», который вырабатывается в передней доле гипофиза.

У взрослых — поддерживает нормальное соотношение мышечной и жировой массы, регулирует обмен веществ и уровень глюкозы, способствует укреплению костей.

Это вещество вырабатывается передней долей гипофиза – придатка мозга, расположенного в углублении черепа – турецком седле. Гипофиз можно назвать «царем гормонов», поскольку он руководит их выработкой и сам синтезирует несколько гормональных веществ, в том числе гормон роста (соматотропный, или соматотропин). Это вещество обеспечивает рост и развитие опорно-двигательного аппарата, а также регулирует углеводный, белковый и жировой обмен.

Функция глюкокортикоидов: обеспечение устойчивости к стрессу, включая травмы, инфекции, голодание и пр. (противовоспалительное действие, стимуляция глюконеогенеза). Функция минералокортикоидов: поддержание баланса электролитов жидкостей организма, увеличивают реабсорбцию хлора, калия и бикарбонатов.

Особенности адаптации ГГАС  к хроническому стрессовому воздействию зависят от следующих факторов: формы насилия, возрастного периода, в котором был осуществлен первый насильственный акт, длительности травматического опыта, а также от генетической предрасположенности.

Структурные изменения.

Исследования анатомических изменений, сопряженных с опытом переживания насилия в детском возрасте, сосредоточены на изучении следующих областей: гиппокамп, амигдала, мозолистое тело, префронтальная кора.

Гиппокамп. Как уже было сказано выше, уменьшение размера гиппокампа было обнаружено во многих исследованиях нейробиологических аспектов ПТСР у взрослых людей, в том числе и у людей, подвергавшихся насилию в детском возрасте.

Два возможных объяснения:

а) гипотеза о токсичности, согласно которой изменения в функционировании ГГАС при хроническом ПТСР постепенно приводят к изменению размера гиппокампа;

б) гипотеза о предрасположенности (или уязвимости), согласно которой ПТСР развивается у людей, обладающих изначально небольшим гиппокампом, – данный фактор является одной из причин развития ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — психическое расстройство, которое с некоторой вероятностью развивается после мощного травмирующего события.

Наличие ПТСР можно диагностировать в том случае, если человек пережил опыт столкновения со смертью или угрозой смерти, серьезной физической травмой или сексуальным насилием; при этом сам человек может быть либо жертвой травмирующего события, либо его свидетелем или близким пострадавшего, либо регулярно сталкиваться с отталкивающими подробностями травматических событий по роду деятельности.

Определение сложного ПТСР звучит следующим образом:  психологическое повреждение, связанное с длительной травматизацией субъекта и возникающее в условиях нарушенных межличностных отношений и невозможности выхода из сложившейся ситуации. Такой тип травматизации приводит к утрате контроля, чувству беспомощности, деформации идентичности и переживания собственного «Я».

Наиболее характерным примером подобной ситуации является переживание ребенком насилия в семье. В данном случае речь идет не о переживании отдельных травм, но о формировании личности в условиях насилия.

Нарушение регуляции нейроэндокринной реакции на стресс может иметь серьезные психологические и физиологические последствия, а хроническая активация системы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси связана со стрессовыми расстройствами, такими как тревожные расстройства, большая депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и метаболический синдром.

Вобщем хроническое протекание стресса/постстресса нарушает деятельность иммунной системы и соответственно определяет предрасположенность к психическим, соматическим и психосоматическим заболеваниям.

Выбор мишени для  симптоматики будет индивидуален, он зависит от  физиологически слабого места в конкретном организме.

И исходя из вышеизложенного, ясно, что подход с применением методов нейробиологии позволяет провести тщательное исследование  и терапию  последствий переживания насилия в детском возрасте.

Битая

Когда Мама, источник аддиктивного поведения

Скрытая депрессия. Симптомы, «маскирующие» депрессию и тревогу

С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал, Виктория Танайлова

Системный психолог, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания

тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram) skype tanaylova3