Найти в Дзене
ЧестнаяЙога

Роль преподавателя в йоге и в духовных практиках

В современном, потребительском обществе хорошим тоном считается формула "клиент всегда прав". Как ни крути средневековые времена, когда учитель побивал палкой студентов прошли. Хотя йога и несколько сглаживает формулу потребления, но сама философская система выделяет четыре категории целей(желаний) человека - Кама - базовые потребности, Ардха - потребность благополучия, Дхарма - идеологические потребности, и Мокша - конечная цель йоги. Исходя из того что человек ожидает от практики йоги, вместе с переходом по категориям меняется и отношение самого потребителя: где в случае Камы клиент всегда прав - требовательное. Далее Ардха - торгово-партнёрское, и Дхарма - в религии духовник это отец, в идеологии - вождь, итп - что-то старшее. В целом же духовная практика общепринято понимается как некое инвестирование в себя - в свое благополучие - т.е. цель в ней ардха. А преподаватель принимается как проводник, чтобы с одной стороны отгородить связь с религиозной и психологической привязкой к

В современном, потребительском обществе хорошим тоном считается формула "клиент всегда прав". Как ни крути средневековые времена, когда учитель побивал палкой студентов прошли. Хотя йога и несколько сглаживает формулу потребления, но сама философская система выделяет четыре категории целей(желаний) человека - Кама - базовые потребности, Ардха - потребность благополучия, Дхарма - идеологические потребности, и Мокша - конечная цель йоги.

Исходя из того что человек ожидает от практики йоги, вместе с переходом по категориям меняется и отношение самого потребителя: где в случае Камы клиент всегда прав - требовательное. Далее Ардха - торгово-партнёрское, и Дхарма - в религии духовник это отец, в идеологии - вождь, итп - что-то старшее. В целом же духовная практика общепринято понимается как некое инвестирование в себя - в свое благополучие - т.е. цель в ней ардха. А преподаватель принимается как проводник, чтобы с одной стороны отгородить связь с религиозной и психологической привязкой к отцу-родителю, а с другой не опускаться до столь многими ненавистной гимнастики - Кама.

Термин проводник оставляет некоторый осадок потребительского отношения, так как по своей сути подразумевает оказание услуги по доставке. Тогда как цель йоги, Мокша - это самостоятельный путь. И было бы уместнее использовать какой-то другой термин, который вмещает в себя все четыре категории.

Например та же Махабхарата наделяет Кришну перед Бхагават Гитой неоднозначной ролью колесничего, который не строго катит Арджуну куда тот пожелает, а передает знание (Джняна) в меру понимания самого Арджуны, и происходит это только после того как Арджуна приходит в отчаяние и литерально говорит "научи меня что делать", и Кришна здесь выступает именно источником знания. Васиштха схожим образом лишь даёт наставления Раме перед его самостоятельным походом. Монахи, схимники, отшельники, риши вообще зачастую известны своим крутым нравом.

У Пелевина есть интересная термин "станционный смотритель" (название книги), по сути то чем занимается Вишну - приглядывает за творением, иногда вмешиваясь. С точки зрения практики йоги такой термин выглядит тоже привлекательным:

Прибыв на станцию к таковому смотрителю искатель самостоятельно решает, что ему собственно надо, - современные станции йоги весьма разнообразны - это и гимнастика, и медитация, и ЗОЖ, и духовный рост, и философская система и просто способ расслабиться - т.е. по сути покрывает все четыре цели, в том числе свою основную, мокшу - все таки термин йога, подразумевает отсылку к исконной йоге. Смотритель же занимается по сути своими станционными делами так же согласно своим жизненным целям, а не только постоянно кого-то куда-то водит. Хотя порой все дела сводятся к этому самому шатанию.