Найти тему
Sygma-Pro

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА

Профессия инженера-конструктора в строительном проектировании без преувеличения очень сложная (здесь и далее под словом «конструктор» буду подразумевать инженера-конструктора в строительстве; есть еще конструктора в машиностроении, деятельность которых мало пересекается с деятельностью конструкторов строительной сферы). Кто-то, может, обвинит меня в субъективности, но это только потому, что другие специалисты обычно не имеют достаточного представления о предмете работы конструктора . Достаточно привести тот факт, что деятельность проектировщиков-смежников (архитекторов, специалистов ВК, ОВиК, электриков и пр.) регулируется одним-двумя сводами правил (СП), а конструктору необходимо руководствоваться целым рядом этих сводов:

  • СП 20 — «Нагрузки и воздействия»
  • СП22 — «Основания и фундаменты»
  • СП16 — «Стальные конструкции»
  • СП63 — «Бетонные и железобетонные конструкции»
  • СП 64 — «Деревянные конструкции»
  • СП 14 — «Строительство в сейсмических районах»
  • СП 131 — «Строительная климатология»

Каждый из этих сводов значительно превосходит по объему и сложности для понимания СП проектировщиков-смежников. И это только те, которые конструктор неизбежно будет применять при проектировании обычных зданий и сооружений.

Для случаев с сейсмичностью, с гидротехническими сооружениями и пр. нужно применять свои соответствующие нормы проектирования. Есть еще ГОСТ 27751 «Надежность строительных конструкций», с которым тоже надо «подружиться». И на этом список не заканчивается. Но целью этой записи я ставлю не «выяснение отношений» со смежными специалистами (я не хочу приуменьшить значение их работы), а прояснить путь профессионального становления инженера-конструктора в строительстве для выбирающего профессию абитуриента и дать, возможно, ценную подсказку начинающему специалисту.

Сложность профессии конструктора проявляется с самого начала обучения в ВУЗе и «не дает расслабиться» на протяжении всей профессиональной деятельности, требуя посвящать работе и самообразованию много своего личного времени. Ежедневные задержки на рабочем месте, когда все коллеги уже разошлись по домам — обычное явление в жизни конструктора.

В книге «Руководство по профессиональному обучению инженера-конструктора» («The Structural Engineer’s Professional Training Manual», 2008), написанной Дэвидом К. Адамсом (инструктором Американского сообщества инженеров-строителей), в главе 1.2.3 «Как обучать других» автор выделяет пять этапов на профессиональном пути инженера-конструктора. Усвоение вузовского материала по мнению автора является первым этапом — основанием для дальнейшего профессионального развития. Из своего опыта могу сказать, что построение эпюр усилий для разных случаев плоских систем таких, как свободно опертая балка, неразрезная балка, жесткая рама, рама с шарнирами, — является самым элементарным, что ожидается от выпускника ВУЗа со строительной специальностью. Важно усвоить и изредка повторять задачи сопромата и строительной механики: на нахождение усилий и перемещений в статически определимых системах — балках, фермах, рамах и арках, и то же для статически неопределимых балок и рам. Но нужно понимать, что на опыте необходимо будет иметь дело с реальными конструкциями с учетом свойств материалов, из которых они изготавливаются. И чем лучше вы освоите курсы металлических, железобетонных и деревянных конструкций, тем легче вам будет начать свой карьерный путь и вырасти в профессии. Не менее важно освоение курса «Механика грунтов». Это те предметы, на которых нужно особенно сосредоточиться студенту, если он собирается стать конструктором.

Очень важно начинающему специалисту разобраться в стадиях проектирования (эскизный проект, проект, рабочая документация), в структуре проектной и рабочей документации (ознакомиться с Постановлением Правительства N87), в особенностях оформления чертежей разных разделов (КР, КЖ, КМ и т.д. — смотреть СПДС — ГОСТ 21.101, ГОСТ 21.501-2011, ГОСТ 21.502). Это сделать не сложно, хотя займет некоторое время, зато позволит чувствовать себя значительно уверенней в работе.

Особенностью второго этапа по мнению Д.К. Адамса является учет начинающим специалистом в своей деятельности рабочих ограничений: ответственность перед клиентом, учет его пожеланий, ограниченность бюджета, многозадачность. Думаю, сюда же относится увязка решений со смежниками, с которыми работаешь над объектом. В таких условиях простенькая конструкция перестает быть простой, хотя изначальная инженерная задача может оставаться той же. Такие ограничения будут актуальны для всех объектов, над которыми предстоит работать специалисту в будущем.

Третий этап характеризуется углублением знания норм и правил проектирования и их применением на практике. Первое знакомство с ними должно произойти еще при выполнении курсовых проектов в институте. Из своего опыта могу сказать, что этот этап очень непростой ввиду того, что у конструктора, как я уже упоминал выше, объем обязательных для применения сводов правил особенно обширен, а понятия, которыми нужно оперировать при чтении СП, как показывает практика, не всем дано понять. Тут нужно настроиться на долгое и упорное чтение с разбором и повторением.
Четвертым этапом можно считать развитие специалистом своих технических навыков, получение опыта в узкоспециализированной сфере, расширение своих профессиональных знаний, продиктованные деятельностью компании или собственным желанием и интересом.
Ну и
пятым этапом в профессиональном развитии конструктора автор книги называет передачу знаний и опыта через наставничество, участие в конференциях, преподавание уроков. Преподавательская деятельность получила дополнительные возможности с развитием цифровых технологий за последние 10-15 лет. Стали популярны видео-уроки в интернете, вебинары.

На практике специалист часто проходит несколько этапов одновременно, даже работая над одним и тем же объектом.
Следует добавить и особо подчеркнуть важность освоения профильного
программного обеспечения, без которого уже невозможно представить себе в наши дни профессиональную деятельность конструктора. Его рабочая задача состоит из двух частей: расчетной и графической. Для каждой из них применяются свои программы. Для расчетной части, в которую входят построение расчетной модели, расчет конструкции и подбор конструктивных решений, применяются следующие программы: Лира, SCAD, Robot, Sofistik, ANSYS и др. Для выполнения графической части проекта все более широкое применение получают инструменты BIM-проектирования: Revit, AllPlan, TeklaStructures, AdvanceSteel, Renga, и др. Также, еще не вышли из употребления старые чертежные программы типа AutoCAD. Среди инструментов BIM-проектирования значительное преимущество перед конкурентами у продукта компании Autodesk — у Revit. Это основная картина на рынке ПО для конструкторов.

Конечно, все программы изучить необходимости нет. Во всяком случае для начала стоит взяться за изучение одной графической программы (рекомендую Revit как самую распространенную и всеобъемлющую) и одной расчетной (по моим наблюдениям, оптимальный выбор в России — Лира или SCAD, сам работаю в SCAD). Освоение этих программ требует значительных усилий. В ведущих ВУЗах (а, возможно, теперь уже во всех) студентам преподают курсы этих программ, что значительно облегчает жизнь студенту.
Стоит, также, заметить, что несмотря на трудоемкость и обучения и самой работы, зарплаты у конструкторов не на самом высоком уровне — примерно такие же, как и у проектировщиков-смежников, часто даже ниже. Работодатель всегда ищет высококвалифицированных низкооплачиваемых специалистов. Поэтому свои материальные интересы отстаивать тоже нужно самому. Самые высокие доходы у управленцев разных мастей. Для понимания рынка труда имеет смысл еще на этапе выбора профессии просматривать вакансии на сайтах поиска работы типа hh.ru, avito.ru и т.п. и составить общую картину рынка труда.
Вот такими мыслями о профессии конструктора я хотел поделиться со своими коллегами и теми, кто, возможно, собирается попасть в наш «цех». Надеюсь, что эта заметка для кого-то окажется полезной.