13 ноября, 2012
— Здравствуйте! Добро пожаловать! Скажите, какой у вас отель?
— Эээ... — почёсывание затылка. — Ммм... — лазание по сумкам с
глуповатой улыбочкой. — Щас... Забыл, — и расплывается так, будто
видит во мне соучастника своей преступной амнезии.
Примерно так начинается общение с вновь прибывшими туристами в
аэропорту. Они высыпают из дверей arrival’а радостно, гурьбой, грохоча
чемоданами, на лицах — печать счастливого расслабления,
свойственная имбецилам, в глазах — стремление побыстрее оказаться в
бич-баре своего отеля в окружении оптимистично сверкающих бокалов.
Не забудьте опустить забрало
— А сколько ехать до нашего отеля? 40 минут??? А что так долго? —
и хлопает на меня глазами, словно я — причина всех бед человечества.
Очень часто хотелось ответить: «Хотите быстро, без остановок, чтоб все
только для вас? Приобретайте индивидуальный трансфер». Такие едут с
ветерком в мини-автобусах с личным гидом, провожающим вас от самого
аэропорта до машины и сюсюкающим с вами до самого вашего
фешенебельного отеля. Однако, как очень быстро выяснилось, основные
массы прибывающего в Бодрум «мяса» бедны хрустящими купюрами,
зато с избытком наделены умением качать права и находить козла
отпущения в девочках-трансферменах.
Усталость людей после самолета, тридцатиградусная жара в восемь утра
в июле, заминки с багажом, промедления на всевозможных контролях в
аэровокзале — все это рождает незабываемую атмосферку трансфера с
московского рейса. Гиду не легче, ведь эрайвелу предшествует
дипарчер* — отправление домой партии поджарившихся, просолившихся
и проспиртованных граждан. Пока москвичи летят в своем боинге над
Украиной и Черным морем, мы уже на ногах, в басе, с сумой, набитой
брошюрками, где-нибудь на пути в Акъярлар или Ялыкавак.
Дипар — это уникальная возможность выспаться в автобусе вместо
кровати. Сомнительное удовольствие на любителя, конечно, зато когда и
где вы еще сможете насладиться пустынными улицами Бодрума?
Разбудит ли вас восход солнца над Гюндоаном? Увидите ли вы на
черном небе тонкий месяц со звездой, прямо как на турецком флаге?
Сможете ли отсортировать 40 своих туристов от чужих в отеле Içmeler
Holiday Resort&Spa?
Как заставить туристов платить штраф
В этом самом отеле, как раз когда в программе, кроме него, больше
ничего и не было, случился казус.
Припарковались с водилой, вышла со своей гидской папицей, во взоре —
намерение беспроблемно загнать отару в хлев, иду, выкрикиваю
фамилии туриков, отправляю их в бас, бегаю по лобби, ищу
опаздывающих, пресекаю попытки страдальцев из других фирм
пробраться в наш транспорт. Тут вдруг призывают меня на ресепшен.
Дядечка из-за стойки тоном абсолютно канцелярским:
— Вот эти ваши туристы разбили стакан и стекло, они должны
заплатить штраф 220 долларов.
Рядом жмется молодая парочка: симпатичная девчушка и ее паренек,
он-то и бросается на амбразуру:
— Мы платить не будем!
Терпеливо перевожу все их переговоры, жду развязки, нервничаю —
туристы-то мои, мне их немедленно в порт надо везти, самолет ить у них.
Ресепшионист (в свое время мило чайком угощал, зараза!) ни в какую:
— Или они платят, или мы их не отпустим из отеля! — о как, и
приказал охране не поднимать шлагбаум на выезде с территории.
Ощутив себя защитницей угнетенных слоев населения, начинаю ругаться
с упрямым турком, призывать нахулиганившую пару свалить по-тихому,
звонить нашим операсьонам**, испрашивать совета. Те помогли:
— Ты им скажи, если не заплатят — уедешь без них, а без них твой
автобус выпустят из отеля.
Так и сделала — сия маленькая угроза произвела волшебное действие
на бедолаг, стремящихся покинуть гостеприимные турякские пенаты, они
бросили на стойку деньги и отправились восвояси.
Сколько трансфермены платят за чай?
Делать на дипаре ничего не хочется: как-никак гости солнечного Бодрума
сваливают, можно припомнить все их тупые перлы и отыграться. Но
переплюнуть их в их отпускной олигофрении невозможно.
Раз первым в списке отелей стояла у меня «четверочка» Lux Hotel, что в
Ялыкаваке. Забрала там двух нервических дамочек бальзаковского
возраста, везу. Мы заехали еще в несколько гостиниц, пересекли весь
полуостров, добрались до воздушного порта Миласа. Высаживаю их пред
вратами departure’а, а одна мне и заяви:
— Я паспорт в сейфе в номере забыла.
Шок. Немая сцена. Овации. Занавес.
«Ты, дурища, домой летишь! Какого ж хрена ты паспорт не ищешь, в
сумку не кладешь? Он ж тебе на паспортном контроле нужен! Ты ж без
него из страны выехать не сможешь!!!» — молча проглатываю и
успокаиваю тетку:
— Сейчас поговорю с операсьоном, и проблему вашу решим.
В итоге паспортину ей везет такси с самого Ялыкавака, она платит
водителю 70 долларов и гребется, горемычная, в аэропорт. И смотрит на
меня такими щенячьими грустными глазами, осознавая, что нет у нее в
эту минуту никого ближе и роднее, чем я — трансферный гид в чужой
стране. Гид, на которого она в другой ситуации готова спустить всех
собак.
После вот таких дипаров переводишь дух в кафешке в domestic’е, глотая
чай за 2,5 лиры***, разлепляешь сонные глаза и возвращаешься к
автобусу, где надо разложить брошюрки и настроить себя на грядущий
эрайвл. Когда самолет приземляется, гиды уже стоят подле транспорта с
папкой наперевес, и неважно, что ждать вот так под палящим солнцем
придется минут 40, а то и час. Бегают операсьоны, иногда теша свое
самолюбие импровизированными собраниями, на которых дают глупые,
никому не нужные, указания, а то и сообщают о кайдырме****.
Не к ночи будет помянуто
Это страшное слово — истинный кошмар и для туристов, и для их
трансферменов. Кайдырма (а можно и по-английски прилизанно
«овербукинг») — геморрой, порой выпадающий на головы «везунчиков»
в дни парада планет, полного солнечно-лунного затмения или еще каких
космических катаклизмов.
Приезжают бодренькие отпускнички в Турцию, несутся к гиду,
счастливые, что, наконец, на месте, а им вдруг как обухом по голове:
— Вы вместо вашего Sunshine Spa едете в Shadow’s Park, но он,
НЕСОМНЕННО, лучше! Это просто ошибка отеля, ВЫ НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ, у вас будет ПЕСЧАНЫЙ пляж, и уровень отеля ВЫШЕ,
и ехать БЛИЖЕ!
Это кайдырма. Без комментариев. Дальше уж как повезет: или твои
туристы окажутся скандалистами, или ничего, стерпят.
В начале сезона, когда я еще проходила тренинг, ехала я на эрайвеле с
гидом Аллой, и случилась у одной ее туристки кайдырма. Тетка приехала
отдыхать одна и направлялась в приличную «четверку» в Ортакент.
Аллочка ей и сообщает, мол, вы, сударыня, едете в пятизвездочный
отель Delia Beach в Ялыкавак. У мадам случилась форменная истерика,
она орала на весь автобус, требовала его остановить, порывалась выйти
уже километрах в десяти от аэропорта средь полей и огородов, потом
начала рыдать, потом замолкла. В лобби отеля она извинялась перед
гидом.
Эту туристку я увидела спустя дней десять на дипарчере, она была
свежа, весела и, прощаясь, крайне нежно и тепло обнималась со
смазливым турчонком-беллбоем.
Вот вам и не кайдырма, а не иначе как перст судьбы!
* англ. arrival — прибытие, departure — отъезд, используется и
другая форма, профессионализмы типа «дипар» или «департуре»
– последнее исключительно в Бодрумском отделении
** операсьон — работник туроператорского офиса,
организующий работу гидов в аэропорту
*** для понимания: адекватная цена за стаканчик чая в чайхане в
центре Анталии — 50-70 курушей (в одной лире сто курушей)
**** турецк. kaydırma — сдвиг, скольжение (английский вариант
термина overbooking можно перевести как сверхбронирование)