Есть одна вещь, которая вселяет страх в сердце любого ПК-геймера: узкое место в процессоре. Невозможно представить себе, что во время игр вы не сможете использовать всю мощь своего графического процессора, который зачастую является самым дорогим компонентом в вашей системе. И хотя знания о том, что такое узкие места CPU и как их избежать, являются общепринятыми, в 2024 году мы вступили в новую эру узких мест.
Пришло время пересмотреть роль процессора в игровом ПК не только для того, чтобы добиться максимальной производительности, но и для того, чтобы понять, почему в последние несколько лет процессор ушел из игровой темы. Легко сосредоточить все свое внимание на большой видеокарте, но игнорировать процессор - и вы поплатитесь производительностью.
Общеизвестно, что
Давайте начнем с самого главного определения. Узкое место процессора возникает, когда ваш процессор становится ограничивающим фактором производительности. В играх CPU и GPU работают вместе, чтобы отобразить конечный кадр, который вы видите. CPU выполняет некоторые мелкие задачи, например обработку звука, но в основном он готовит работу для GPU. Графический процессор выполняет эту работу, а затем получает новую порцию от CPU. Если вы дойдете до момента, когда ваш GPU будет ждать дополнительной работы, значит, у вас узкое место в CPU.
Решение - увеличить нагрузку на GPU. Если вы используете более высокие настройки графики или играете в более высоком разрешении, вашему GPU потребуется больше времени для рендеринга каждого кадра, и в большинстве случаев это означает, что он не будет ждать от вашего CPU дополнительной работы. Вы можете увидеть это в действии в Cyberpunk 2077 ниже. Ryzen 9 7950X на 7 % быстрее Ryzen 5 7600X в 1080p, но когда GPU приходится рендерить огромное количество пикселей, необходимое для 4K, разница в производительности составляет ничтожные 2 %.
Примечание: я использую проценты в диаграммах в этой статье для наглядности. Полные результаты производительности вы можете найти в таблице дальше по странице.
На этом разговор обычно заканчивается, но это может привести к некоторым заблуждениям относительно того, как применять полученные знания. Например, вы можете подумать, что вам не нужен какой-то чудовищный процессор, если вы планируете играть в игры в разрешении 4K. В конце концов, зачем вам тратить 550 долларов на Ryzen 9 7950X, если Ryzen 5 7600X за 200 долларов предлагает практически идентичную производительность в 4K?
Идея, лежащая в основе узкого места процессора, остается неизменной, но практическое применение может быстро запутаться. В современных играх вы часто не рендерите игру в выходном разрешении, и вам приходится иметь дело с большими открытыми мирами, которые создают гораздо большую нагрузку на процессор. Уроки десятилетней давности о "узких местах" процессора и их применение к современным играм не выдерживают критики.
Вызов статус-кво
Я хотел начать с Cyberpunk 2077, потому что она очень сильно нагружает видеокарту. Движок Red Engine, на котором работает игра, очень хорошо оптимизирован для процессоров, легко масштабируется до шести ядер, как в Ryzen 5 7600X, и до 16 в Ryzen 9 7950X. Практически в любой ситуации вы будете ограничены GPU в игре, что как раз то, что вам нужно для максимальной частоты кадров.
Давайте посмотрим на обратную сторону. Человек-паук Майлз Моралес очень требователен к процессору, поэтому не стоит удивляться тому, что производительность Ryzen 9 7950X в 1080p выросла на 36 %. Однако в режиме 4K прирост составляет еще 17 %. Это достаточный скачок производительности, чтобы вы могли поспорить с тем, что потратите на Ryzen 9 7950X на 350 долларов больше.
Это касается не только Человека-паука Майлза Моралеса. В Cyberpunk 2077, если включить предустановку Ultra RT и включить DLSS в режим Performance - способ, которым вы действительно можете играть в игру, - разница в производительности составляет около 26 % как в 1080p, так и в 1440p. Это исчезает в 4K, но разница по сравнению с родным разрешением просто ошеломляет.
Когда вы будете играть в требовательную игру в 2024 году, вы часто не будете играть в родном разрешении. Вы включите самые высокие настройки графики, на которые способен ваш GPU, и включите апскейлинг либо через DLSS, либо через FSR от AMD. В результате вы увеличиваете нагрузку на процессор. При рендеринге игры в более низком разрешении и апскейлинге ваша видеокарта способна генерировать кадры быстрее. Но при этом ей приходится ожидать больше работы от вашего процессора.
Это может привести к очень странным ситуациям, и Cyberpunk 2077 уже демонстрирует такое поведение. Разрыв в производительности почти одинаков в 1080p и 1440p, но он полностью исчезает в 4K. В игре Spider-Man Miles Morales разрыв в производительности с DLSS и всеми ползунками трассировки лучей остается неизменным.
Начиная с 1080p и заканчивая 4K, Ryzen 9 7950X примерно на 25 % быстрее Ryzen 5 7600X. В этой ситуации мы полностью ограничены процессором вплоть до 4K при самых требовательных настройках графики, на которые способна игра. Если это не убеждает вас в том, что процессор важен для игровой производительности, то я не уверен, что убедит.
Балансировка
Идея узкого места в процессоре актуальна и сегодня, но такие инструменты, как апскейлинг, заставляют компьютерных геймеров более критично относиться к роли процессора в игровой производительности. Каждая система отличается от другой, и каждая игра отличается от другой, но вы можете глубже изучить производительность своей системы, чтобы понять, как она реагирует на разные игры.
Для начала давайте посмотрим на жизненный цикл вашего GPU и CPU. Вместо того чтобы думать о том, что один компонент ждет другого, вы можете рассматривать их как отдельные части вашего ПК с определенным потенциалом производительности. Можно сказать, что и CPU, и GPU способны на определенную частоту кадров или что им требуется определенное время для завершения работы.
Подобные размышления об узких местах помогают выявить их в собственной системе, и мои полные результаты выше показывают, почему. В игре «Человек-паук Майлз Моралес» с включенным DLSS видно, что Ryzen 5 7600X обеспечивает всего 85 кадров в секунду (fps), а Ryzen 9 7950X - около 105 fps. И мы можем с уверенностью связать производительность с этими компонентами, потому что она практически не меняется от 1080p до 4K.
Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей и DLSS - еще более наглядный пример. Ryzen 5 7600X обеспечивает около 100 кадров в секунду, а Ryzen 9 7950X - около 127 кадров в секунду. В обоих случаях GPU способен отрисовать больше кадров, чем CPU. Только в 4K GPU опускается ниже, чем CPU, устраняя узкое место в работе CPU.
Чтобы следить за производительностью в собственных играх, вам не понадобится куча запасного оборудования и электронная таблица. Мне нравится использовать Special K, чтобы видеть, как взаимодействуют мои CPU и GPU и какую частоту кадров они выдают. Это приложение, о котором я уже писал ранее, включает в себя виджет задержки, который отображается поверх ваших игр во время игры. Он показывает задержку - или время, - которое требуется вашему CPU и GPU для рендеринга кадров, в режиме реального времени. В нем даже есть линия, показывающая, ограничены ли вы процессором.
Я люблю включать виджет каждый раз, когда играю в новую игру. Со временем я его выключаю, но он очень помогает понять, как игра работает с имеющимся у меня оборудованием. Эти знания могут помочь вам в процессе настройки параметров. Например, в такой игре, как Spider-Man Miles Morales, я могу сразу сказать, что включение DLSS в режим Performance в 4K не даст мне практически никакого улучшения частоты кадров, поэтому я могу либо отключить апскейлинг, либо выбрать режим более высокого качества.
Между играми, которые нагружают процессор, такими как Spider-Man Miles Morales и Dragon's Dogma 2, функциями апскейлинга и более широкой поддержкой трассировки лучей, важно изучить, какую роль ваш процессор играет в производительности. Есть множество случаев, когда старый, маломощный процессор вполне справляется с задачей, если вы играете в достаточно высоком разрешении; но не меньше случаев, когда верно и обратное, особенно если учесть, как вы будете играть в большинство игр в 2024 году.
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на меня, чтобы не пропустить еще много полезных статей!
Также вы можете прочитать меня здесь:
- Telegram: https://t.me/gergenshin
- яндекс Дзен: https://dzen.ru/gergen
- официальный сайт: https://www-genshin.ru