Речевые проблемы у детей - бич современного общества. Но почему так? В чём причина? Экология? Здоровье? Гаджеты?
На самом деле, конечно, нет одной причины речевых проблем у детей, так как сами речевые нарушения очень разнообразны. Но если ответить на этот вопрос кратко, то ответ будет звучать так: "Речевые проблемы у детей - результат того образа жизни, который доминирует в современном обществе ".
Современные дети зачастую рождаются и растут:
✔️ в плохой экологической обстановке (загрязнения воздуха, почвы, воды, обилие пластика и современных строительных и отделочных материалов влияют на наше здоровье и здоровье даже ещё нерожденных детей);
✔️ у мам более старшего возраста, у мам с хроническими заболеваниями, которые могут быть связаны в дальнейшем с мозговыми дисфункциями у ребёнка. Например, такие проблемы, как железодефицитная анемия, наследственная тромбофилия, сильные отёки и др. у будущих мам сегодня - не редкость.
✔️ потребляя менее качественную пищу (согласно докладу Министерства сельского хозяйства США с 1963 года количество витаминов и микроэлементов в привычных нам овощах, фруктах и зелени сильно снизилось: в яблоках и апельсинах витамина А стало меньше на 66 %, кальция в зелени - на 44%, в листовой капусте витаминов меньше на 85% и т.д.; даже в говядине железа стало меньше на 41%). А, как известно, сильные дефициты железа, йода, магния и др. микроэлементов влияют на работу головного мозга и когнитивные способности. Также в пище может содержаться много вредных веществ: нитраты, пестициды, мышьяк, микропластик и пр.
✔️ в условиях городской среды (высокий ритм жизни, много дел, информационный шум, люди меньше общаются и много передвигаются на транспорте, меньше бывают на свежем воздухе, на природе, малыши часто длительно сидят в автолюльках, колясках и меньше двигаются, познавая своё тело и этот мир);
✔️ в небольших семьях (мама, папа, дети); живое общение с родственниками и друзьями во многих семьях минимально. Всё чаще мама - чуть ли не единственный человек, с которым большую часть времени общается малыш. Если мама находится в некоторой изоляции, то сильнее подвержена материнскому выгоранию, депрессии и может не испытывать особого желания разговаривать с ребёнком, предпочитая листать смартфон/смотреть сериал/читать книгу и пр. Отцы часто много работают и ребёнок элементарно может редко слышать разговоры родителей и родную речь.
✔️ при постоянном информационном потоке из телевизоров, планшетов, телефонов, даже в совсем раннем возрасте (напомню, что в возрасте до 2 лет рекомендуется 0 экранного времени, а в дальнейшем- от 5-10 минут в 2 года до 2 часов в школьном возрасте, но чем меньше, тем лучше);
✔️ в среде, делающей попытку заменить естественное общение, развитие ребёнка в быту ранним обучением (буквам, цифрам, карточкам Домана, названиям 100 динозавров и прочему не подходящему по возрасту);
Получается, что даже если ребёнок здоров, но его пытаются максимально "обездвижить", занять яркой мелькающей картинкой, коляской, манежем, мало с ним и при нём разговаривают, не поют песни, не читают потешек в режимных моментах, то развитие речи тормозится. Для формирования речи необходим богатый сенсорный опыт, двигательная активность и регулярное эмоционально окрашенное общение!
При этом в ситуациях, когда изначально есть какие-либо (даже незначительные) повреждения мозга у ребёнка, выше упомянутые факторы могут быть более критическими. Это нужно учитывать и родителям, и специалистам.
Светлана Пестова,
логопед, нейропсихолог.