Найти тему

Экономика в древней Руси

Погодин Б.П. 12 мая 2024

Железо и железные изделия

Часть 4

С степь и лес выработали симбиотические отношения на основе разделения труда, сложившегося … вокруг железа. Без железа никакая хозяйственная жизнь в северной лесной полосе невозможна. Да, есть т.н. коренные народы тайги и тундры. Но они живут почти без железа. Они так живут тысячи лет, без движения. Есть семейный быт, натуральное хозяйство, но нет товарного хозяйства, торговли, прибавочного продукта.

Говорили и продолжают говорить, дескать на Руси не было своего железа и его завозили из Швеции. В Швеции мол известные залежи железной каменной руды. Только забывают, что каменную руду научились добывать и плавить только в 19 веке. А до того железо было доступно только из болотной руды. Её называют по-разному: буровик, железняк, болотное железо. Да, в Швеции и в северной Европе, в Польше её много и её много добывали в древности. Но очень скоро, по историческим меркам, её добыча обвалилась потому, что не стало леса для древесного угля. Без него железа не выплавить, а угля надо очень много. Это мы сейчас привыкли видеть в Европе леса, а в средние века вплоть до 20 века Европа была безлесой! Даже в Польше лесов оставалось крайне мало. и сколько вообще можно привезти железа из Швеции и развести по всем городам. таких денег просто нет кратно. так что "шведский импорт" отсекается сразу. И давно бы уже были железные санкции против Руси ещё тогда.

А вот на Руси положение совсем другое. На Руси, по меркам того времени были планетарные запасы буровика. Это не преувеличение. Болотная руда распространена повсеместно и в огромных количествах в лесной зоне от Полесья до Белого моря, от Балтики до Урала с юга грубо по оси Припять – Ока-река – Средний Урал. Кстати, первые железные заводы в Екатеринбурге ещё петровского времени работали на буровике. Следы выработок видны везде. Надо только присмотреться. К примеру, в «моём» Гороховецком районе Владимирской области по берегам малых рек повсеместно встречаются ямы и «провалы». Спрашивается: стали люди селиться по малым местным рекам ради пашни. Пашни почти нет, кругом мочажины и болота или пески, почвы тощие. Жизнь впроголодь с гарантией. Область к востоку от Владимирско-суздальского Ополья лишена плодородных земель. И поныне там земледелие отсутствует или точечное. Так в чём нужда была туда лезть? Да в железе! Гороховец в 16-17 веке стал богатым торговым городом. Богатые церкви и монастыри. Купечество целыми улицами. Но Гороховец – край бескрайних болот с севера – Шуйский бор аж до Волги, с юга – муромские леса, переходящие в Мещору, к востоку т.н. Черноречье вплоть до самого Нижнего Новгорода. А спрашивается: чем пробавлялась торговля? Не капустой, не грибом, ни солёным огурцом. Краеведение по этому поводу молчит. Ответ: промыслом буровика. По Клязьме и её притокам сплавляли плоты с продуктом первичной плавки– крицей в центры железообработки на Ока-реке: Горбатов, Павловский острог, Нижний, Муром, Тульский куст городов. и пр. Эти центры возникли в глубокой древности, ещё в докняжеские времена вольных вятичей. Муромское княжество жило железной торговлей, выросло на железе потому, что вся речная система работала на это, удобней не бывает. Разветвлённая капиллярная речная сеть обеспечивала добычу в самых глухих уголках и вывоз сырья, а также уголья. Точно таков же секрет купеческого богатства во всех купеческих городах Руси, в частности по верхней и средней Волге.

Археологи находят в лесной зоне тысячи (!) остатков домниц – простейших плавильных печей. Повсеместно. В них выплавляли крицу. Технология очень простая, специальных знаний не требует и доступна всем и везде. Дальнейшая переработка уже куда сложнее и видимо была приурочена центрам типа Мурома и Павловского острога.

Добычей буровика могли заниматься все от мала до велика. На любой речке на дне ил по берегам можно собирать окатышей буровика вёдрами. Зимой на санях крица свозилась в перевалочный пункт купцам, а те по весне сплавляли всё это на плотах и баржах в центры покрупнее.

Так вот, ко времени, когда лесов в Европе стало мало и они не давали выход древесного уголья в потребных объёмах, добычной промысел неизбежно обрушился. Осталась пожалуй только Швеция, где лесов было много. Много, но мало. На всю Европу не хватало.

Сразу возникает вопрос: для поддержание металлообработки нужно было возить либо уголье, либо рудное сырьё – крицу. Уголье очень объёмное, – нужно много дополнительных судов – и дешовое – возить себе дороже. Выбор очевиден: железо выплавлялось на месте до макимальной степени переработки, включая метизы (металлические издели). Почему историографы нам в этом отказывают не понятно.

Можно даже довольно точно датировать становление железной торговли – это появление Ганзейского союза. Ганза торговала во все стороны – понятно: здесь закупаем, туда продаём. И восточная ветвь (Новгород, Псков, Изборск, невское устье) были важнейшим сырьевым коридором. Википедия приводит номенклатуру русского экспорта в Ганзу. Вот она: Хлеб, Мех, Мёд-Воск, Кожа , Лён, Соль, Сало, Рыба, Медная руда, Железная руда, Дверные трубчатые замки, Древесина, Дёготь. К сожалению, нет развёрстки по стоимости, поэтому таблица малоинформативна. Двенадцатый век – расцвет рыцарства, а рыцарству потребны огромное количество железа. Спрос на железо взлетает. Запад делает плацдарм в Прибалтике ради железа и захвата контроля над железной торговлей. Невская битва и Ледовое побоище суть эпизоды этой борьбы. Учебники об этом глуповато молчат.

К сведению: со временем Ганза удавила – таки Новгород и Псков серией кабальных договоров и санкций. Их спасло только вмешательство Ивана третьего, а далее Ивана четвёртого Грозного. Он же 1496 году закрыл ганзейское присутствие, немецкий двор в Новгороде и с этим закрыл с Ганзой всю торговлю.

Как же так? Спросят. Всё не так просто. Известно, что Иван Васильевич поддерживал живейшие отношения с Англией и лично с королевой Елизаветой Первой. Он даже брачное предложение ей делал. Елизавета ожидаемо вежливо отказалась. Но это к слову. Был оселок для встречного интерес. Ганза так же душила своим монопольным положением и Англию. Ганза держала монополию на продажу русского железа в Англию. Русского железа! Сущее разорение для Англии. Ясно дело, Англия была недовольна. Но она вынуждена терпеть, потому что не найдена альтернатива.

В конце концов Елизавета Английская нашла вместе с Иваном IV обходной путь – через Архангельск. Своего рода аналог Северного Потока или СМП нашего времени. В кратчайшие сроки и ударными темпами был устроен новый торговый путь в Архангельск и вся экспортная номенклатура пошла напрямую без посредников. Ганза мгновенно скуксилась. Англия именно благодаря архангельской торговле смогла выстроить своё первое поколение боевых кораблей.

Место Ганзы в балтийской торговле заняла Швеция – хрен редьки не слаще. Пароксизм борьбы за балтийскую торговлю и железный поток случился в виде Ливонской войны. Швеция отчаянно хотела восстановить торговое господство на Балтике ради железной торговли. Но в учебниках об этом ни слова. Какие-то невнятные намёки-де за исконные русские земли. Только земли эти железоносные. Кто владеет железом владеет миром.

Если считать, что Ганза ушла в небытие с разрушением её монополии на железную торговлю, то можно считать, что по стоимости именно железо было главным товаром. Ганза была беззащитна, и её было сравнительно легко прикончить. Но она послужила уроком: с тех пор торговые компании и государства содержали военные флоты.

Пока что мы рассмотрели северо-западное направление железной торговли. В ней участвовала вся «Кревь» - с-з Русь (область проживание Кривичей) и Литва. Но в железе нуждались не только в Европе, но и на юге. В степной зоне буровик не образуется. А железо нужно.

Без железа степняк не воин. Оружие – да, конечно, но есть ещё пара железных изделий без которых военные действия невозможны. Это подковы и казаны. Без подков конь – не боевой конь. Копыта не выдерживают долгих переходов, особенно по замороженной почве. А без казана кочевая жизнь, военные походы тоже невозможны и немыслимы. А это всё железо и немало.

Но степняки не занимались ремёслами, добычей руды, выплавкой и ковкой. Они критически зависели от осёдлого населения в снабжении железными изделиями. Отсюда вывод: не могло быть грабительских набегов и уничтожения осёдлого населения. Это самоубийство. Были симбиотические отношения. Только значительно позже, в эпоху Крымского ханства набеги стали грабительскими, потому что железо и оружие ханство стало получать из Порты – османской империи. Симбиоз распался.

Лес веками снабжал степь железом, вероятно в обмен на коней или скот, кожи на выделку. Причём южный вектор железной торговли на много веков старше северного. Как только появились степняки, появились и люди, которые их снабжали железом и выделанными кожами. Как бы то ни было, мотивом движения людей на север в древнейшие времена вслед отступающему леднику была добыча железа. За пашней никто туда не пойдёт, а вот за железом пойдут. Ну а где железо, там и железные изделия. Где добываем, там и делаем оружие, топоры, кольчуги и самый массовый товар – подковы.

Вот такая история железа в ранней и средне-поздней Руси. Все эти экспортные товары составили основу российского могущества уже в новое время, в 18-19 веке. Без болотного железа не создал бы Пётр армии. Он заложил десятки железных заводов от Сестрорецка до Тулы и Екатеринбурга. Они все работали на буровике, а не на шведском импорте.

Не забудем и о менее заметной но не менее важной номенклатуре –древесных изделиях. Казалось бы, какая ерунда. А вот и нет. Древки копейные, знаменные. Для древок годится только ёлка. Она лёгкая и прочная. А в степях ель не растёт. И древок надо много, расход большой. Кожа и кожаные изделия нужны в огромных количествах, а в степи выделывать никак не получится. Степняки свозили невыделанные кожи в лесостепные города для выделки и пошива. Сёдла, сапоги, конская оснастка, попоны, ремни… Вспомним Никиту былинного Кожемяку.