В прошлых статьях (см. подборку статей по теме) мы уже заложили т.с. "краеугольные камни" под будущую реконструкцию событий IV века н.э., происходивших на Востоке Евразии, где сталкивались судьбы очень многих древних народов: и русколан, и асеней-берендеев, а также гуннов и китайцев...
Собственно, — это есть разработка для будущей повести о том времени (предварительное название "Странствие Буса по Дальнему Востоку, — Китаю, Корее и Японии в 322-328 гг. н.э.), продолжающая тему Странствий Буса из "Сказаний славян" и пр.. Также это комментарий для будущих лубков или для сериала (кстати, 15 серий оного мною уже дописаны и вскоре, — после завершающей иллюстративной работы, — будут представлены издателям и продюсерам). А пока продолжим подводить под эту тему научный фундамент.
Итак, поминаемого в китайских трактатах "варварского императора" Ши Ле из рода цзе (т.е. асиев) в прошлых статьях мы уже отождествили с вождем асеней князем Сильномиром, который поминается в дощечках "Велесовой книги".
Начнём же сейчас с краткой предыстории возвышения сего императора, который подобно Коннану-варвару был вначале рабом, но потом он поднялся до объединителя всего Северного Китая...
Предыстория и краткая история возвышения Сильномира (императора Ши Ле)
А предыстория такова... Начнём с краткой хронологии событий. Итак. Гунно-китайские войны продолжались к III веку н.э. уже более 500 лет...
И в начале Всемирных войн гуннов, они вновь начали делать набеги на все окрестные земли. К середине III века гунны напали на Русколань в междуречье рек Урала и Волги (Ра-реки). Другие гунны тогда же напали на род асеней в Семиречье, разрушили их столицу — град Чигу на Иссык-куле, и частью истребили их, а частью подчинили.
Обычно они забирали детей и воспитывали их в гуннском духе (известная практика для кочевников, этот мотив мы находим и в русских былинах о Сокольнике, сыне Ильи Муромца). Похожее пришлось пережить и Ши Ле (Сильномиру), принадлежавшему к княжескому роду. В ранние годы он батрачил, потом его обратили в рабство. Откуда он бежал, и затем, собрав таких же как он отщепенцев, присоединился к войску китайского принца Сыма Ина, состоявшему из призванных на службу гуннов и цзе-усуней.
Тогда, в III веке, гунны, а также подчинившиеся им асени-усуни, проникли из Семиречья в Китай. Завоевание Северного Китая начал Великий шаньюй (вождь гуннов) Лю Юаньхай — личность выдающаяся и, как говорили современники, "ростом исполин". Воеводами у него были — его племянник Лю Яо, а также быстро возвысившийся Ши Ле.
Лю Юаньхай был воспитан при дворе китайского императора, надеявшегося, что тот будет проводить про-китайскую политику, когда станет шаньюем. И в 304 году н.э. его и провозгласили в гуннских землях Великим шаньюем — от имени китайского принца Сыма Иня. От его имени он выступал и затем при завоевании Северного Китая.
В то время в Китае шла междоусобная Война восьми князей рода Сыма (она шла с 291 по 306 г. н.э.), к коей были привлечены также и гунны, вступившие в Китай и разорившие север страны.
Междоусобицы продолжались и далее. Жестокие распри были и в стане гуннов. Также один за другим сменяли друг друга и императоры рода Сыма (двух из них казнили гунны: Хуэя-ди в 313 и Минь-ди в 318 году); была также разрушена до основания столица Пинъян. Всё это привело к закату империи Западной Цзинь. И на её руинах, за рекою Янцзы, явилась новая империя Цзинь, где правил род Само (или временщики-генералы от их имени).
И вот тогда, в 319 году, на севере Китая (столица Сяньян-Чанъань) захватил трон и власть Лю Яо. Вначале Ши Ле, правивший на северо-востоке (столица Синьтай), присягнул ему. Но потом, когда Лю Яо казнил его послов по наговору, Ши Ле отложился, и провозгласил уже себя правителем империи Чжао, — в истории известной, как Позднее Чжао (а царство Лю Яо известно как Раннее Чжао). Причём Ши Ле себя объявил "щитом империи Цзинь" от гуннов (по свидетельству Фан Сюаньлина) и тогда к нему примкнуло немало китайцев, а у гуннов под ногами стала гореть земля.
Война между Лю Яо и Ши Ле началась с 324 года. И в конце-концов, в 328 г., после битвы при Лояне и пленения Лю Яо, Позднее Чжао поглотило Раннее Чжао. И так весь Северный Китай ушёл "под государеву руку" Ши Ле (он же, получается, и Сильномир "Велесовой книги").
* * *
Это если рассказывать историю в двух словах... Но тут главное — подробности. А они крайне красочны и "вкусны"... Эти подробности мы находим в "Истории династии Цзинь" (раздел о варварских императорах «Цзайцзи») от министра и историка Фан Сюаньлина (579-648), а также в "Веснах и осенях 16 царств", монаха Цуй Хуна (ум. в 450 г.), пересказывающих предания той эпохи и дающих своего рода "портреты" действующих лиц...
Шаньюй Лю Яо
И мы начнём с портрета шаньюя Лю Яо, — похоже, что именно с него и был списан вождь гуннов в аниме "Мулан". Вот как он дан в «Цзайцзи».
Рост Лю Яо равнялся 9 чи 3 цуням (3,47 м! см. перевод мер), длинные руки свешивались ниже колен. От рождения имел белые брови, в глазах вспыхивал красный цвет, в бороде было немногим более ста волосков, но каждый длиной в пять чи (1,86 м.). Отличался великодушием и возвышенным характером, что выделяло его среди окружающих. При чтении книг стремился прочесть как можно больше, не раздумывая тщательно над отдельными отрывками, хорошо писал сочинения, был искусен в скорописи. Смелостью и силой превосходил других, при стрельбе из лука пробивал стрелой железо толщиной в один цунь (3.71 см.), поэтому современники называли его волшебным стрелком. Особенно любил читать военные трактаты, которые почти все знал наизусть. ("Цзайцзи" гл. 103).
И его дядю Лю Юаньхая называли современники исполином... Но и сам Лю Яо имел 3.5 метра роста! И даже если перевести в современные китайские меры, где цунь 3.33 см., то всё равно получается 3.10 м. (Заметим, самый высокий по книге рекордов Гиннеса человек, имел рост 2.72 м. ) И этот рост удостоверяется дальнейшим описанием его свисающих ниже колен рук, то есть, наверное, порой он ходил просто опираясь на руки, как горилла (а это тоже признак заболевания акромегалии в самой-самой крайней степени). Да и прочие черты — ну, просто загляденье!..
Не знаю, как уж это чудовище читало и писало, да и играло на цине... Обычно такие существа не отличаются острым умом и изяществом манер. Но по Фан Сюаньлину сие есть непременная черта всех императоров, даже варварских. Читались-то его сочинения в назидание власть предержащим (мол, следуйте примеру!)...
Заметим, также, что у этого гиганта также есть мифологическая (или эпическая) история, он будто персонаж из сказки...
Так, в возрасте восьми лет он сопровождал Лю Юаньяхая на охоте в западных горах, попал под дождь и укрылся под деревом. Резкий удар грома потряс дерево, все находившиеся рядом [с Лю Яо] попадали на землю, но лицо Лю Яо оставалось невозмутимым. Удивившись ребенку, Лю Юаньхай сказал про него: “Это наш жеребенок, пробегающий в день тысячу ли, из-за него не погибнет его старший дядя”. ("Цзайцзи" гл. 103)
А кроме того, что он пережил удар молнии, он также обрёл и волшебный меч в пещере, переданный ему от прародителя Юя (он же у славян Богумир).
Поскольку от природы Лю Яо отличался от остальных, он, опасаясь, что не найдет для себя места в мире, поселился отшельником в горах Цзяньчэньшань, где занимался игрой на цине и чтением книг. Однажды ночью, когда Лю Яо предавался безделью, к нему вошли два отрока, которые, встав на колени, сказали: “Правитель гор Цзяньчэньшань (Юй) приказал нам явиться к императору династии Чжао и поднести ему меч”. С этими словами они положили перед ним меч, совершили двойной поклон и удалились. Посмотрев при свете свечи, Лю Яо увидел ослепительно блестевший меч длиной в два чи (74 см.), ножны к нему были сделаны из красной яшмы, а на тыльной стороне имелась надпись: “Волшебный меч управляет и уничтожает различное зло”. Лю Яо сразу же надел меч на себя. В каждый из четырех сезонов года меч менял окраску. ("Цзайцзи" гл. 103)
И тут ещё следует заметить, что время его правления в древнейшем манускрипте "Веснах и осенях 16 царств" (V века) по "варварскому летоисчислению" именуется "эпохой Ямато" ("На десятом году эпохи Ямато Лю Яо окружил Лоян...").
А ведь так именовалось и раннее японское государство Ямато, основанное гуннами рода "хэппон". Так что мы имеем все основания полагать, что сие также произошло во время правления Лю Яо, и что кто-то из его сыновей (думаю, его и звали Ямато) отправился тогда же через море на покорение Островов Восходящего Солнца...
Имя Ямато — скорее всего эпическое, ибо гунны также себя почитали потомками Ямы (Имы, Богумира) через предка Шунь-Вэя. Возможно, сим Яматою был старший сын Лю Яо — Ян (это по-китайски, все тогда брали китайские имена). И выходит, в гуннскую державу (а значит, потом и в державу Сильномира) входила какое-то время и Япония, раннее название коей пишется теми же иероглифами (читаемыми также и славянскими вязаными рунами) как Ямато( 大和).
И там, в Японии, мы также находим следы пребывания, а также культурного влияния помимо китайцев, корейцев, также и ариев (из рода айнов). Но подробнее о том расскажем в как-нибудь в следующий раз....
Император Ши Ле (князь Сильномир).
Портрет императора Ши Ле также красочен и объёмен в сочинениях Фан Сюаньлина и Цуй Хуна. Приведём его, и дадим необходимый комментарий.
Ши Лэ, по прозвищу Шилун (то есть Великий дракон), первоначально носивший имя Бэй (у Цуя — Фуле), уроженец местности Цзе, в уезде Усян, в округе Шандан. Его предки вели происхождение от отдельного сюннуского кочевья цянцзюй. Дед и отец его... оба были вождями в кочевье...
Источник относит место рождения Ши Ле туда, на север от Саньяна, куда массово переселялись усуни уже после нашествия гуннов-сюнну. Так что мы имеем право предположить, что здесь может идти речь и о Семиречье, где есть те же топонимы. Да к тому же в "Истории монгольского народа" (согласно Нилу арх. Иркутскому) указывается, что Ши Ле "родился за границей Китая".
Первое имя Бей — скорее всего происходит от "бий" или "бай", что в тюркских языках и значит "князь", очевидно, что здесь приведено гуннское прозвище. А имя Фуле, скорее всего искаженное китайское написание того же имени — Сила, которое реставрируется из славянских источников, да и звуки "ф" и "с" чередуются при сигматизме.
О сём императоре историк Фан Сюаньлин также приводит и сведения из какого-то эпоса (ему, как министру, были доступны старые архивы "варварских царств"). Так он вспоминает, о неком небесном благословении, и что "в момент рождения Ши Лэ красный свет наполнил комнату, а белые пары опустились с неба на двор, что изумило всех, видевших это... " (гл. 104)
Есть и три предсказания его будущей великой судьбы... Первое было произнесено, когда он, будучи ребёнком, просто стоял и свистел у ворот города. Проезжающий мимо сановник узрел в сём некое провидение и изрёк, что "сей молокосос в бущем причинит бедствия Поднебесной" и приказал его изловить, но тот скрылся. Затем некие старцы и гадатели, заметив, что в его саду растут деревья, похожие на одетых в латы воинов, а рядом произрастает женьшень с корнями, напоминающими человека, увидели в нём будущего предводителя и великого военачальника, а отец ему уже в детстве доверял править кочевьем, и все, зная о гаданье, соглашались с сим.
Третье предсказание было изречено, когда кочевье постигло великое бедствие, был голод, многие умерли, и чуть не всех оставшихся в живых цзессцев (асеней) обратили в рабство, в том числе и Ши Ле. И тогда к нему в узилище, незримо пройдя сквозь стены, явился некий волшебный (почтенный) старец (похоже, то был сам Велес) и изрёк: "В ваших спутанных волосах уже обозначились четыре линии, вы должны стать знатным и будете правителем людей..." Ши Лэ ответил: «Если случится так, как вы говорите, я не посмею забыть об оказанной вами милости». А затем, неожиданно, волшебный старец исчез...
Затем, работая в поле, Ши Ле услышал звуки военных барабанов и рожков (такие же, как он слышал и в детстве), о чём он сказал и другим рабам, которые также начали слышать их, — и все они признали Ши Ле своим вождём. Об этом взбунтовавшиеся рабы тогда же сообщили и хозяину. И тому ничего не оставалось делать, как освободить их всех от рабства. Так Ши Ле и собрал первый свой военный отряд, который со временем разросся в великую армию, покорившую и объединившую весь Северный Китай...
Но об этом мы расскажем в следующий раз...
++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".