Найти тему

Самолеты Туполева: Ту-124

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Цели по воздушному сообщению, установленные в шестом экономическом плане, были достигнуты в 1957 и 1958 годах, и отчасти этот прогресс был достигнут благодаря внедрению Ту-104 на магистральных маршрутах. Тем временем поршневые авиалайнеры продолжали выполнять практически все перевозки на короткие и средние расстояния по Советскому Союзу. Советские проектировщики были впечатлены результатами проекта -104 и решили разработать пассажирский самолет меньшего размера для маршрутов средней протяженности и, таким образом, ускорить развитие авиастроения.

Разработкой занялся Дмитрий Марков (ОКБ Туполев). Взяв за основу модель -Ту-104, Марков спроектировал похожую, но уменьшенную версию, которая получила проектный номер 124. Ее салон был рассчитан на размещение сорока четырех пассажиров в трех секциях по четыре сидячих места в ряд. Ширина кабины, составлявшая 2,70 м, была уже, чем у Ту-104, а его длина, составляла 20,7 м.

Это был первый советский авиалайнер, использовавший турбовентиляторные двигатели, и первый лайнер в мире, который использовал их на коротких и средних маршрутах. Двигатели были разработаны пермским конструкторским бюро двигателей и представляли собой двигатели Д-20П, рассчитанные на 5400 кг/л. Как и на Ту-104, двигатели были установлены в основании крыла.

Объем топливного бака составлял 13500 литров. Марков установил двухосные четырехколесные тележки на каждую из основных опор шасси. Он также установил двухщелевые закрылки, воздушный тормоз под фюзеляжем.

Заводские и государственные испытания прошли нормально, и самолет был запущен в серийное производство на заводе № 135 в Харькове. Поставки в дирекции "Аэрофлота" начались в августе 1962 года.

Пассажирские перевозки начались по маршрут Москва - Таллинн 2 октября 1962 года. Вскоре он уже обслуживал ряд городов Советского Союза - Ульяновск, Горький, Вильнюс. Рейсы в Варшаву начались из аэропорта Москва-Шереметьево в апреле 1964 года и в Белград в феврале 1965 года. Новой версией был Ту-124В, впервые поставленный в 1964 году. Пассажировместимость была увеличена до пятидесяти шести человек, дальность полета - до 500 км, а максимальная взлетная масса - на 3,5 тонны, до тридцати восьми тонн. Эта версия начала получать экспортные заказы. Чехословацкая авиакомпания CSA оказалась первой. Первые два самолета были поставлены в ноябре 1964 года. Они начали эксплуатироваться на маршрутах по европейским направлениям в ноябре 1964 года, и служили на коротких и средних маршрутах до конца 1973 года. Несколько самолетов были переданы в ВВС Ирака.

Два отправились в Восточную Германию в 1965 году, где они служили в основном в качестве VIP-перевозчиков.

Три самолета были поставлены ВВС Индии в сентябре 1969 года; это были Ту-124В. Один самолет был потерян в результате аварии при посадке в 1977 году. Кроме того, несколько самолетов было поставлено китайским ВВС где их роль заключалась в качестве VIP-транспорта.

Всего было построено 163 самолета. Производство продолжалось до 1966 года, а затем перешли на модель -124A, которая к тому времени уже была перенумерованный в Ту -134. Самолет Ту-124 эксплуатировался Аэрофлотом до конца 1979 года.

Поддержите канал-поставьте лайк.