Воздушный транспорт, по статистике, считается самым безопасным в мире, но история показывает, что чем выше должность, тем больше шансов погибнуть во время крушения самолёта или вертолёта. Первые лица государств и высокопоставленные чиновники не раз гибли в авиакатастрофах.
Неожиданная смерть президента Ирана Эбрахима Раиси в мае 2024 года вызвала много вопросов, но он далеко не единственный глава государства, который погиб при крушении воздушного судна.
Если прикинуть, сколько лидеров разных стран, известных политиков и генералов погибли за последние десятилетия в результате авиакатастрофы, то счёт пойдёт на десятки.
"Статистика — вещь упрямая"
Кто-то однажды подсчитал, что вероятность умереть при падении с кровати гораздо выше, чем разбиться на самолёте. Считается, что шанс погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса равен 1/8 000 000. По примерным оценкам, человеку, чтобы "гарантированно" попасть на злополучный рейс, который потерпит крушение, потребуется 21 тысячелетие.
И понятно, что чем больше человек летает, тем больше шансов погибнуть на борту самолёта или вертолёта. Получается, что как сформулировал один из интернет-пользователей, "шанс погибнуть в авиакатастрофе увеличивается прямо пропорционально занимаемой должности".
Согласно статистике, начиная с 1936 года прошлого века, в авиакатастрофах погибли 20 президентов разных стран.
В России своя статистика по погибшим при крушении вертолётов и самолётов генералов, губернаторов и других чиновников. Каждый раз выдвигаются самые невероятные версии о причинах VIP-крушений. Публикуем подборку самых известных из них.
Президент Эквадора
В 1981 году в возрасте 40 лет погиб президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера. Борт №1 с Рольдосом потерял управление и разбился за несколько минут до приземления. В самолёте находились также супруга президента и министр обороны.
Рольдос известен тем, что после избрания на должность, за два года до гибели, подписал указ о сокращении рабочей недели до 40 часов и удвоении МРОТ. Такого ещё не было в Латинской Америке, где привыкли к военной диктатуре. Также он предложил подписать главам Венесуэлы, Колумбии и Перу документ, закрепляющий принципы всеобщей справедливости и прав человека. Действия Рольдоса вызвали много вопросов у США. Его даже называли личным врагом президента Рональда Рейгана.
После гибели президента Эквадора точную причину авиакатастрофы так и не смогли назвать.
Президент Польши
В 2010 году в авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский и его супруга. Они летели на Ту-154М и разбились 10 апреля под Смоленском.
Всего на борту было 96 человек. Делегация из Польши летела из Варшавы в Смоленск на мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.
Тогда причиной крушения стал человеческий фактор и плохие погодные условия. После расследования МАК пришёл к выводу, что к катастрофе привело нежелание экипажа уходить на запасной аэродром. Все системы работали штатно, но стоял очень густой туман и при снижении самолёт задел берёзу. Несмотря на все официальные доводы Польша в 2022 году возложила ответственность за авиакатастрофу на Россию.
Президент Португалии
Глава Португалии - 46-летний Франсишку Са Карнейру погиб с супругой через минут после взлёта частного восьмиместного самолёта. На борту также был министр обороны. Это произошло в декабре 1980 года.
На своей должности глава государства и отец пятерых детей пробыл меньше года. К месту назначения, в Лиссабон, президент мог доехать и на машине, но предпочёл самолёт.
По одной из версий, борт зацепил провода и врезался в жилой дом. Очевидцы катастрофы обратили внимание, что обломки отваливались от воздушного судна ещё до того, как оно врезалось в здание. Люди также говорили про взрыв. В ходе расследования выяснилось, что самолёт купили в Венесуэле за 40 дней до катастрофы. Техосмотр воздушного судна должным образом не провели. Эксперты нашли 17 неполадок, но португальцы до сих пор считают, что президента убили. По этому поводу выдвигаются разные версии.
Президент Ирана
Эбрахам Раиси погиб 19 мая 2024 года на севере Ирана. Вместе с ним на борту американского вертолёта "Bell 212", который эксплуатировался не менее 30 лет, летели ещё несколько высокопоставленных лиц. Кортеж состоял из трёх вертолётов, но до места долетели только два.
Сейчас высказывается множество версий гибели Раиси. Много вопросов и к выбору борта №1.
Изначально сообщалось, что вертолёт упал и врезался в скалу из-за погодных условий. После того как было установлено, что пилоты сгорели заживо, появились предположения о взрывном устройстве в кабине.
Аналитики пока лишь строят догадки, к чему приведёт смерть иранского лидера, и как дальше будет складываться ситуация на Ближнем Востоке. США сразу поспешили всех заверить, что они не причастны к крушению вертолёта Раиси.
Это лишь несколько наглядных примеров гибели глав иностранных государств во время авиакатастроф. В разные годы разбились самолёты президента Боливии Рене Барриендос Ортуньо, премьер-министра Югославии Джемаля Биедича, президента Мозамбика Самора Машела, президента Пакистана Мухаммеда Зия-уль-Хака, президента Македонии Бориса Трайковского, бывшего президента Чили Себастьяна Пинеры и других.
Громкие случаи в России
В 2002 году всех шокировала новость о гибели русского генерала и красноярского губернатора Александра Лебедя. Вертолёт Ми-8, на котором он летел, потерпел крушение в Красноярском крае.
Согласно результатам расследования, версия о плохих погодных условиях не подтвердилась. Оказалось, что пилоты не увидели провода электропередач.
Через год в Камчатской области пропал вертолёт с губернатором Игорем Фархутдиновым. Спасатели нашли обгоревшие обломки воздушного судна. Все 17 человек, находившихся на борту, погибли.
В январе 2009 года в Алтайском крае упал вертолет Ми-171. В числе погибших оказался полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин. Позже было установлено, что пассажиры вертолёта вели незаконную охоту на краснокнижных горных баранов. А вертолёт разбился из-за нарушений правил безопасности движения и эксплуатации.
Весной 2009 года недалеко от Иркутска разбился частный вертолет Bell 407. Он столкнулся с верхушками деревьев. На борту воздушного судна находился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Результат расследования показал, что команда воздушного судна не была готова "к выполнению полетов на данном типе вертолета".
Наконец, громкий случай произошёл в августе 2023 года. В Тверской области потерпел крушение бизнес-джет Embraer Legacy, который летел из Москвы в Санкт-Петербург. Все, кто находился на борту, погибли, в том числе, по данным Росавиации, основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин и командир военной компании Дмитрий Уткин.