Не буду рассуждать о том, чего не видел и что не знаю. Расскажу лишь о наблюдаемом глазами, по работе. В 2006 году моя жизнь круто изменилась: практически случайно попал в геофизику и потихонечку втянулся, благо, стартовые условия были подходящими, а первоначальная должность не подразумевала обширного багажа знаний по предмету. Тогда же, в своём первом геологоразведочном проекте, мне довелось трудиться с группой молодых геологов-португальцев, получивших эту работу сразу после колледжа. Должности их были без приставок «стажёр» или «ученик», а сразу «боевыми», подразумевающими принятие серьезных решений, напрямую имеющих экономические последствия. Они работали штатными геологами на буровых и принимали самостоятельные решения по прекращению бурения, на основе изучения скважинного материала – керна. Разумеется, иногда консультировались со старшими геологами, по радио, но ответственность за полноту решений полностью лежала на них. За время наблюдений со стороны, не припомню случая, когда во время офисных или полевых совещаний между геологами, возникало бы чувство, что португальцы чего-то не понимают. Имею в виду «плавают» в своей профессии, обнажая возможные прорехи в знаниях. Во-вторых, работа геолога в полевых условиях, где-либо, кроме России и, возможно, нескольких ещё стран, это ещё и ряд сопутствующих вопросов. Прежде всего, коммуникации: электронные и вербальные. Первое покрывалось хорошим рабочим знанием компьютерной техники и приборов. Второе было также «с иголочки» - на неродном английском они говорили превосходно. И, наконец, транспорт. Мои знакомые прекрасно водили по бездорожью, потому что в международных проектах не принято снабжать каждого специалиста отдельным водителем. Есть права и навыки – вот тебе машина, вози себя сам. Расспросив немного, я узнал, что длительность полученного молодыми геологами образования – три года. Ещё раз: ТРИ ГОДА. И по окончанию своего заведения, каждый из них предстал востребованным, самостоятельным и знающим специалистом, способным работать вдалеке от своей страны.
Шли годы, и я для себя уже точно решил, что геофизика – это моё. Не обладая никаким образованием, кроме школьного и ПТУшного, заполнял пробелы в знаниях самообразованием, а также получал тренинги от опытных коллег. Очень пригождалась моя база в IT и электронике, а также хорошее знание физики. Менялись проекты, от оператора скважинных приборов и полевого техника, я вырос до «самому себе бригадира» - в поверхностных методах и даже главы геофизического отдела в молодой компании, ведущей разведку на уран. Эта деятельность меня буквально захватывала, поэтому, вкладывался по полной, не забывая изучать смежные предметы: геологию, гео-информационные системы, оборудование, технологии и средства обработки данных. Была собственная компания, работа на нефть, практически все возможные геофизические методы, кроме морских и конечно же новые страны. За 18 лет работы, подсчитал это на днях, портфель проектов в которых доводилось участвовать, составляет 45 разных поисковых площадей в 13 странах. Где-то подолгу, где-то раз, а куда-то приходилось потом и возвращаться. Говорю на двух языках, кроме родного, вожу всё, что движется и без проблем адаптируюсь к любой климатической обстановке, пройдя всё от пустынь, джунглей и тайги до гор и арктических территорий. Думаю, что скромность здесь ни при чём, просто привожу легко проверяемые факты, а не хвастаюсь, например, медалькой, которую неизвестно за что получил. Тем более, что «блистательная карьера» на самом деле, перемежёвывалась паузами, безденежьем и разной другой работой, которой никогда не гнушался: месил бетон, вкалывал на стройках, чинил технику, был клерком по развитию в транспортной конторе и устанавливал памятники на кладбище. Всякое бывало, но неизменно, на мои навыки присутствовал какой-то спрос, пусть и с паузами, я оказывался в очередной новой для себя в стране и опять изучал нечто доселе невиданное: приборы, методики, протоколы работы. Даже сложные политические условия.
Первое близкое знакомство с представителем отечественной школы геологии, состоялось у меня где-то в 2009 году, в Казахстане. Это был главный геофизик огромного проекта, с названием из советского прошлого, нынешние владельцы которого стремились использовать новые технологии и вообще перейти на рельсы международных проектов по разведке и добычи сырья. Виталий, так звали седого специалиста, к сожалению, не смог вникнуть в суть физики, используемого нами метода и через какое-то время я сдался со своими объяснениями. Тем более, что он не очень то и спрашивал, а старался просто обеспечить нас всем необходимым, прежде всего, по части логистики. Именно в ней, когда мы обсуждали очередное место встречи, где-то посреди казахской степи, выяснилось, что специалист этот не владеет даже базовыми навыками навигации по приборам – карманный GPS его прямо-таки напугал. Чтобы вы понимали, навигация, в геофизике, это не «дополнительное удобство», а часть этой самой прикладной науки. Это как портной не знающий линеек и рулетки, на глаз и по клиенту сшить может быть и сможет, но по размеру и в отсутствие объекта – никогда.
Не буду подробно останавливаться на других случаях, но в ходе дальнейшего знакомства с российскими геологами, картина была если и не такой печальной, то очень похожей. В общем, самые разные специалисты с дипломом испытывали трудности во всем, связанном непосредственно с профессией: коммуникации, логистика, макроменеджмент, способность овладеть новым инструментом или технологией. Ответ был один: меня этому не учили. Подразумевается – в институте. Были, безусловно, и исключения, но встречались они чрезвычайно редко. С другой стороны, в среде своих коллективов, ребята, как будто, считались неплохими специалистами и уж точно носителями большей части знаний, полученных в ВУЗах. Возможно, я догадываюсь о причинах и конечно напишу о них, будь такой запрос, но пока остановлюсь на этом. Неизменным остаётся одно: в отличие от других спецов, встретить отечественного геолога, работающего в пестром интернациональном коллективе – большая редкость.
В одну из пауз я решил восполнить пробелы в формальной части своего образования и таки получить «корочку» - мало ли? Поступил в российский геологоразведочный колледж и спустя три года, закончил его заочно. Нужно ли уточнять, что это ни шло ни в какое сравнение с португальским заведением, о котором в начале текста? Не буду ставить диагнозов и делать широкие выводы, просто привожу наблюдения, которые в какой-то степени, отражают реальное положение веще. Если вы спросите, нужно ли формальное образование по профилю работы, то я без промедлений отвечу утвердительно. То, что у меня всё сложилось несколько иначе, не повод для каких-либо выводов. Опять же, если возникнет желание упрекнуть меня в отсутствие патриотизма – и тут снова мимо. Люблю свою Родину, её историю и культуру, не устраивая каких-либо недалёких разделений, вроде, «страну люблю, а политический строй в ней – нет». Нынче и не мыслю себе никакого другого места, где хотел бы жить. И тем обиднее наблюдать вещи, о которых сегодня рассказал. Всё это написано одним порывом, в канве пылающих прямо сейчас дискуссий о необходимости высшего образования и образования вообще. Будет ли от него толк, если выпускники – несамостоятельные люди без навыков ориентации в профессии? Не стоит ли сфокусироваться на качестве, когда, как известно из примера, трёх лет может оказаться достаточно для подготовки знающего и востребованного профессионала. А геология, доложу вам, это не «финансы и кредит» или «гостиничный менеджмент».
Пока всё ещё в Гвинее. О том, как иногда приходилось работать с приключениями – вот здесь. Если интересно, кто я такой где бывал, то загляните на мой сайт. Там, собственно, нет ничего, кроме карты с отмеченными проектами по работе и моего резюме.
#образование #знания #геофизика #высшее образование #геология