«Времена года» Антонио Вивальди — это один из самых известных и узнаваемых циклов классической музыки, созданный в начале 18 века. Цикл состоит из четырех концертов для скрипки и оркестра, каждый из которых посвящен одному из времен года: весне, лету, осени и зиме.
Концерт предваряется сонетом, который раскрывает создаваемые музыкой образы. Внутренняя структура соответствует итальянской трёхчастной концертной форме, где быстрые первая и последняя части обрамляют медленную центральную. Цикл представляет собой образец программной музыки.
«Времена года» — одно из наиболее известных произведений не только Вивальди, но и в целом музыки барокко.
- Одна из грамзаписей цикла установила мировой рекорд по продажам в области академической музыки – продали более 2 миллионов пластинок.
- «Времена года» – одно из самых цитируемых произведений, которое адаптируют для других музыкальных инструментов, используют в поп- и рок-музыке.
- Фрагменты концертов часто звучат на больших экранах – в сериале «Теория большого взрыва», фильмах «1+1» и «Завтра была война», в мультфильме «Симпсоны» и многих других.
На что же обратить внимание при прослушивании концертов?
Весна (La Primavera)
- Концерт состоит из трех частей – «Пришла весна», «Спящий пастух», «Деревенский танец». Зная тему части, гораздо легче отслеживать приемы, которые Вивальди использует для создания музыкального образа.
- Первая часть «Весны» открывается яркой и жизнерадостной мелодией, которая передает ощущение пробуждения природы. Скрипка изображает пение птиц, создавая атмосферу весеннего утра.
- Вивальди мастерски использует музыку для создания образов: в течение всей композиции можно услышать журчание ручьев, шелест листвы и даже лай собак.
- Следите за изменениями динамики – громкости. Вивальди намеренно делает резкие переходы от тихих до громких звуков, чтобы подчеркнуть различия в образах природы.
Лето (L'Estate)
- Темы второго концерта называются так: «Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина», «Летняя страда», «Летняя гроза».
- Первая часть «Лета» начинается с меланхоличной и тягучей мелодии, передающей жару летнего дня. В последующих частях слышны грозовые раскаты и шквалы ветра, изображающие летнюю бурю.
- Лето – самое драматичное из всех «Времен года». Вивальди использует быстро меняющиеся темпы и резкие динамические контрасты, чтобы передать нужный тон эмоционального напряжения.
- Следите за изменениями темпа и ритма. Вивальди вновь мастерски переключается между медленными, спокойными частями и быстрыми, бурными отрывками.
- Обратите внимание на взаимодействие между солистом и оркестром. В некоторых моментах скрипка и оркестр как бы разговаривают друг с другом, что создает эффект живого диалога.
Осень (L'Autunno)
- Осень также делится на три тематические части – «Танец и песня крестьянских парней», «Спящие пьяные», «Охота».
- «Танец и песня крестьянских парней» наполнена радостными и праздничными мелодиями, изображающими сбор урожая и празднование. Кажется, это самое веселое и жизнерадостное произведение всего цикла.
- Обратите внимание на танцевальные ритмы и мелодии, которые пронизывают первую часть концерта. Это подчеркивает праздничную атмосферу и веселье.
- В изображении охоты Вивальди использует быстрые и резкие ноты, чтобы передать ритм скачущих лошадей и звуки охотничьих рожков.
- В «Осени» особенно интересны образы природы – шум ветра и падение листьев – и как Вивальди использует музыкальные инструменты для создания понятных нам звуковых картин.
Зима (L'Inverno)
- В «Зиме» Вивальди мы видим сюжеты, посвященные сильному зимнему ветру, уютному вечеру у камина и катанию на коньках на озере.
- Ноты «Зимнего ветра» быстры и резки, они передают ощущение холода и скованного льдом пейзажа. Скрипка изображает дрожь от холода, скрип снега под ногами.
- Вторая часть контрастирует с первой и представляет собой спокойную и теплую мелодию, создающую ощущение уюта у камина в зимний вечер.
- В «Зиме» Вивальди использует довольно контрастные тембры и текстуры. Он умело сочетает звуки скрипки и оркестра для создания многослойных звуковых картин.
- В последней части обратите внимание на образы, которые Вивальди использует для музыкального оформления сцены катания на коньках – скольжение по льду в скрипичном соло или падение людей во время игры оркестра.
«Времена года» Вивальди — это не просто цикл из четырех концертов, а настоящая музыкальная картина, полная ярких образов и эмоций. Поэтому слушать ее нужно, представляю в голове сцены, которые исполняет оркестр – так используемые приемы будут в разы понятнее. Начинающим слушателям советуем не прослушивать весь цикл сразу – лучше подробно остановиться на одном из концертов. Например, во время выступления Simple Music Ensemble.