Дорогие читатели, Великий пост - это время напряженной духовной борьбы с самим собой (меньше спать, меньше питаться, меньше легкости и увлеченности любимыми делами, больше участвовать в богослужениях и молитвах и т.д.). Однако я не знаю, осознаем ли мы в действительности, насколько важной целью является благотворительность по отношению к другим. Помимо общего принципа, выраженного в Нагорной проповеди (Блаженны милостивые*, ибо они получат милость, Мф. 5, 7), цель поста состоит в том, чтобы меньше тратить на себя, в качественном и количественном отношении, по сравнению с другим временем года, а излишки средств отдавать другим в качестве благотворительности. Об этом, в частности, говорит нам Евангелие Судного дня в третье подготовительное воскресенье Триоди: о том, что мы должны служить нуждам других, потому что Христос принимает это как дар Себе.
Наше приложение:
Правда, в первое воскресенье Триоди мы узнаем, что, согласно закону Моисея, фарисей отдавал десятину от своего богатства в синагогу и, соответственно, другим людям. Однако он делал это в рамках долга, не тайно и не от доброго сердца. Речь шла о самовозвеличивании: он тщеславился своими поступками, и поэтому, в конце концов, его молитва не была услышана Богом. Он думал, что благодаря его хорошей религиозной практике Бог будет обязан спасти его, благословить и дать ему все блага в жизни. Но пост и молитва связаны со смирением (которое было у мытаря, и поэтому его молитва была услышана).
Митрополит Лимассольский Афанасий в своей статье на эту тему говорит: Милостыня очень способствует молитве. Если вы хотите молиться, вы должны стать благотворительным человеком. Благотворительным во всех смыслах этого слова. Когда вы говорите доброе слово другому человеку, предлагаете что-то или даете милостыню, это подвигает душу к молитве. Доказано, что, когда благотворительные люди стоят на молитве, их молитва возносится к Богу, который принимает ее. Аббас Исаак говорит: Неблаготворительный аскет - это бесплодное дерево. Иными словами, какую бы аскетическую борьбу ты ни предпринимал - молитвы, посты, бдения, - если твое сердце не милосердно, оно не тянется к другим с любовью, не испытывает к ним того же расположения, что и Бог; в этом случае оно подобно дереву, которое не приносит плодов. Отцы говорят, что одной милостыни достаточно для спасения людей. Благотворительные люди подобны Богу. Что мы говорим на Божественной литургии? Ибо Ты сострадателен и человеколюбив. Бог сострадателен. Благотворительные люди подобны Богу, и Он не может отказать им в Своей милости.
Бог любит милосердных, которые дают добровольно, с веселым лицом, а также по собственной воле. Милостыня, которую просят или навязывают, недопустима и отвратительна. Корень милосердия лежит в сердце. Она начинается в сердце и заканчивается в руке. Благотворительность согревает, когда в ней есть пламя любви. Милостыня без любви холодна и безрезультатна. Это труп без света и солнца. Это цветок без красоты и аромата. Когда вы даете без любви, вы оскорбляете. Ведь что толку в самом прекрасном и дорогом подарке, если он преподносится без улыбки? В тринадцатой проповеди на 2-е Послание к Коринфянам святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что милостыня - это не просто подаяние денег, а подаяние с чувством христианской привязанности. Мы должны делать добро, оказывать помощь, уделять время добровольно, осознанно, от сердца, с уважением и нелицемерной любовью к бедным.
В нас не должно быть чувства снисходительности, досады, гнева или недоброжелательности. 'Каждый из вас должен давать то, что решил дать по сердцу своему, не неохотно и не по принуждению, ибо Бог любит дающего с радостью' (2 Кор. 9, 7). Преломляй хлеб свой с голодным и вводи в дом свой нищих и бездомных, - говорит пророк Исайя (30, 7). И все это нужно делать от всего сердца, как говорит нам святитель Григорий Богослов. Святой апостол Павел говорит нам, как вести себя в таких обстоятельствах: Кто ободряет, тот должен увещевать; кто дает, тот давать; кто руководит, тот руководить; кто благотворит, тот веселиться (Рим. 12, 8). Если вы будете вести себя подобным образом, то ваше рвение удвоит ценность вашего доброго дела. Но если это доброе дело совершается нехотя или по необходимости, оно не может принести радости.
Поэтому, каким бы покаянным и скорбным ни казался Великий пост поначалу, в сущности, это поиск радости, которую приносит милостыня любому страждущему, в том же духе, что и у святителя Николая, который, чтобы заработать денег, дал по приданому каждой из дочерей человека, задумавшего приобщить их к дурному образу жизни. Святитель Николай выбросил деньги в окно, чтобы никто не узнал, кто совершил это доброе дело, и чтобы его не похвалили за это. Не допустим, чтобы этот Великий пост был однообразным и неплодотворным, а станем милосердными, чтобы получить милость от Господа, праведного Судии. Аминь.
*У нас есть английская поговорка: У греков есть слово для этого. Увы, в данном случае это не так. Ελεήμων (eleïmôn) означает милосердный, сострадательный, благотворительный, подающий милостыню. Везде, где одно из этих слов использовано в данном переводе, читателю следует помнить и о других значениях.