Найти тему

Почитание креста

Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. На бдении этого дня после Великого славословия Крест торжественно выносится в центр храма и остается там в течение всей недели - с особым чином почитания после каждой службы. Примечательно, что тема Креста, доминирующая в песнопениях этого воскресенья, развивается в терминах не страдания, а победы и радости. Более того, тематические песнопения (ирмосы) воскресного канона взяты из Пасхальной службы - Дня Воскресения, а сам канон представляет собой парафраз Пасхального канона.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Смысл всего этого понятен. Мы находимся в середине Великого поста. С одной стороны, физические и духовные усилия, если они серьезны и последовательны, начинают ощущаться, их бремя становится более тягостным, наша усталость более очевидной. Нам нужна помощь и поддержка. С другой стороны, выдержав эту усталость, поднявшись на гору до этого момента, мы начинаем видеть конец нашего паломничества, и пасхальные лучи становятся все более интенсивными. Великий пост - это наше самораспятие, наш ограниченный опыт исполнения заповеди Христа, прозвучавшей в евангельском уроке этого воскресенья: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Но мы не можем взять свой крест и следовать за Христом, если у нас нет Его Креста, который Он взял на себя, чтобы спасти нас. Именно Его Крест, а не наш, спасает нас. Именно Его Крест дает не только смысл, но и силу другим. Об этом говорится в синаксаре Крестопоклонного воскресенья:

В это воскресенье, третье воскресенье Великого поста, мы празднуем почитание Честного и Животворящего Креста, и вот почему: поскольку за сорок дней поста мы в некотором роде распинаем самих себя.... и становимся горькими, унылыми и несостоятельными, Животворящий Крест представляется нам для освежения и уверения, для воспоминания о Страстях Господа нашего и для утешения.....

Мы подобны тем, кто идет по длинному и жестокому пути, кто устает, видит красивое дерево с множеством листьев, садится в его тени, отдыхает некоторое время и затем, словно помолодевший, продолжает свой путь; так и сегодня, во время поста и трудного пути и усилий, Животворящий Крест был посажен среди нас святыми отцами, чтобы дать нам отдых и освежить, сделать нас легкими и мужественными для выполнения оставшейся задачи.....

Или вот еще пример: когда идет царь, сначала появляются его знамя и символы, а затем он сам приходит, радуясь своей победе и наполняя радостью всех, кто под ним; так и Господь наш Иисус Христос, Который собирается явить нам Свою победу над смертью и предстать перед нами в славе дня Воскресения, заранее посылает нам Свой скипетр, царский символ - Животворящий Крест - и это наполняет нас радостью и делает нас готовыми встретить, насколько это возможно для нас, Самого Царя и воздать славу Его победе..... И все это в разгар Великого поста, который подобен горькому источнику из-за своих слез, из-за своих усилий и уныния.....

Но Христос утешает нас, находящихся как бы в пустыне, пока Своим Воскресением не приведет нас в духовный Иерусалим...., ибо Крест называется Древом Жизни, это древо, посаженное в Раю, и по этой причине наши отцы посадили его в середине Великого Поста, помня и о блаженстве Адама, и о том, как он был лишен его, помня и о том, что, причастившись этого Древа, мы уже не умираем, но сохраняем жизнь.....

Так, обновленные и успокоенные, мы начинаем вторую часть Великого поста.