Таланты раскрываются еще в детстве, как, собственно, и закапываются так глубоко, что потом трудно откопать.
Все начинается с врожденных задатков, которые у ребенка должны заметить родители (или воспитатели), и создать из них стойкие интересы и склонность (стремление этим заниматься), тем самым развивая способности, из под которых откроется талант, - а может, даже, гениальность.
Все дети разные, как и задатки у них, и большая ошибка родителей (и других учителей и наставников) - развивать у детей способности, прививая интерес и склонность к занятию чем-либо не на основе задатков ребенка, а на основе своих собственных интересов и стремлений, - особенно, на основе своих не реализованных (не раскрытых) талантов.
Часто родители, сами того не осознавая, накладывают запреты на раскрытие того или иного таланта у ребенка - по сути, закапывают его талант.
Например, маленький мальчик тянется играть с куклами, а не с машинками - наряжает их, одевает, украшает...
Но традиционно воспитанные родители могут заподозрить здесь что-то неладное, что-то нетрадиционное - и запретят ему играть в куклы, покупая традиционно мальчишеские игрушки.
А возможно, что этим запретом они закапают талант будущего кутюрье, наставив его стать инженером-механиком - "традиционным", но бесталанным?!
Или другой пример: Один мальчик, как и многие, любит играть в машинки, но он не играет в водителя, не катает их туда-сюда - он их разбирает на части (правда, собрать обратно не может, в силу возраста), что родители интерпретируют - "Ломает игрушки", - они запрещают ему это делать, ругают, а порой и наказывают.
А возможно, эти родители зарыли талант будущего исследователя, ученого...?!
Если наблюдать внимательно за деятельностью детей, - а их деятельность - это игры, - то можно заметить, какие у ребенка есть задатки, какие у него интересы и склонности.
А на основе этого будет понятней, какие стоит развивать способности, раскрывая тем самым таланты ребенка.
Приведем еще пример откапывания таланта, может не совсем корректный, но все же...
Юрий Куклачёв - известный дрессировщик кошек - рассказывал, как он обучает своих питомцев тем или иным, порой немыслимым, трюкам.
- Да почти никак... Зачем издеваться над животными, заставляя их делать то, что им несвойственно, или что они не хотят... - примерно так отвечал дрессировщик.
Он просто внимательно наблюдает за каждым животным в отдельности, и каждая конкретная кошка сама ему показывает свои задатки, интересы и склонности.
Куклачеву оставалось только создать условия, чтобы развить способности отдельной кошки, тем самым раскрыв ее талант на сцене (а заодно и свой, как великого дрессировщика, создав веселый номер).
На основе подобных наблюдений за детьми - в одиночку и в группе, и с помощью других исследований, были выведены обобщенные склонности к деятельности и взаимодействиям.
Евгений Климов даже создал тест ДДО на склонность к деятельности (к профессии: Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Х, Ч-З, Ч-П).
- Ч-Ч (Человек-Человек) - т.е., это виды деятельности, в которых можно откопать свои таланты связанные с взаимодействием с людьми (продавец, психолог, учитель, и т.п.)
- Ч-Т (Человек-Техника) - из названия понятно, что это деятельность связанная с техникой (механик, инженер, и т.п.)
- Ч-З (Человек-Знаковая система) - работа связанная со знаками, цифрами, символами (математик, программист, экономист...)
- Ч-Х (Человек-Художественный образ) - здесь раскрываются таланты в образном, художественном мышлении и видении мира (творческие профессии, люди искусства).
- Ч-П (Человек-Природа) - таланты в взаимодействии с природой (флора, фауна, животноводство, растениеводство, лесничество, фермерство, и т.п.)
Склонность, конечно, - только составная часть таланта - еще нужны способности, интерес и врожденные задатки, а для полного раскрытия и внедрения в жизнь - нужен огромный труд...
Если человек даже склонен (т.е. его тянет) чем-либо заниматься, но ему это особо не интересно, а тем паче, у него не очень хорошие успехи (т.е. слабые способности), - то о каком таланте может идти речь?!
Но, даже если есть все составляющие таланта - задатки, интерес, склонность и способности, но человек ничего толком не делает, то талант сам не раскроется и успехов не принесет.
Наблюдая за своими детьми, или вспоминая себя в детстве, - в одиночестве и в группе, - нетрудно заметить, что Один ребенок в своей деятельности тянется к взаимодействию с людьми (Ч-Ч); Другой - любит играть с машинками, с техникой, возможно один, или вдвоем, втроем, но не толпой (Ч-Т); Третьему нравится возиться с животными, цветами, или с бабушкой на огороде (Ч-П); Четвертый любит считать, играть с символами (Ч-З); а Пятый любит придумывать что-то новое, оригинальное, нестандартно мыслит, любит творить, заниматься искусством (Ч-Х).
И, наверно, было бы глупо, ребенка со склонностями Ч-Ч натаскивать на взаимодействие с техникой, да еще в одиночестве, а человека с Ч-Т, любящего технику, но не любящего много общения, посылать работать продавцом-консультантом в отдел бытовой техники (ему бы больше подошло ремонт техники, нежели ее продажа)..., ну и т.д. и т.п.
У нас же сейчас - больше тестируют не на подходящую профессию по призванию и таланту, а на профпригодность к какой-либо профессии по психофизиологическим и личностным показателям...
Оно, конечно, тоже правильно (больше для работодателя, а не для работника) - уже для взрослого, который раскрыл и осознал свои таланты, или закопал их в детстве с помощью незнающих родителей и других наставников, неосознанно приняв в голову запреты на раскрытие своего таланта от этих значимых людей.
Однако, человек даже успешно прошедший тестирование личности на профпригодность, - еще не значит, что у него есть задатки, интерес, склонность и способности - т.е. талант заниматься именно этим видом деятельности.
А без призвания и таланта - деятельность превратится в суету и рутину, порой даже - в "каторгу", не принося удовольствия от самого процесса работы, а не только ее результата.
А сам процесс работы - это все же треть жизни, если стандартно делить 24 на 8
Как же откопать свои таланты уже взрослому, если в детстве их похоронили? (9 шагов)...
Расположиться поудобней, расслабиться, и повспоминать свое детство - насколько возможно раннее, и до подростка...
1) Ответить на вопросы:
- Что я хочу иметь?
- Кем я хочу быть?
- Чем я хочу заниматься?
2) Чтобы легче ответить на вопросы 1-го пункта, нужно задать себе три вопроса (по факту):
- Что у меня хорошо получается делать (по моему мнению)? (Результаты настоящего сравнить с тем, чем тянуло заниматься, во что играть в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте? Что запрещали родители и наставники? За что ругали? За что хвалили?)
- Что у меня хорошо получается делать (по мнению других)? (Провести те же сравнения, что и выше...)
- Какие у меня есть артефакты подтверждающие мои хорошие навыки и умения в определенной деятельности? (дипломы, сертификаты, награды, грамоты, и т.п.)
3) Чтобы применить свой талант на деле, например зарабатывать им, нужно ответить на вопрос:
- Что нужно людям (и кому) из того, что я умею делать хорошо?
4) Вопрос, подтверждающий мои интересы и склонности:
- Что я смотрю (фильмы, передачи, каналы, и т.п.), что читаю..., что помогает мне развиваться?
5) За что я бы сам заплатил, чтоб развиваться в нужном мне направлении?
6) Проанализировав свои ответы, выписываем предварительно 2-3 возможных таланта...
7) Выводим гипотезу - как и где я могу использовать свои таланты для своих целей и выгод?
(выгоды не только материальные, но и моральные, психологические, социальные, эстетические, физические, нравственные, и т.д.)
8) Доказываем истинность или ложность гипотезы:
Плюсы и минусы, за и против, польза и вред, последствия и побочные эффекты - позитивные и негативные, и другие оценки...
9) Если талант приоткрылся, стал более очевиден...
и он больше полезен, чем вреден, и от него больше положительных последствий, чем отрицательных, то начинаем развивать его, применяя в делах и наблюдая за результатами.
Начинать лучше с малого, и дальше - в рост.
Следует иметь ввиду, что раскрытие таланта - все же не самоцель, а скорее средство для более глобальной цели в жизни - ощущение себя счастливым и довольным...
Ставьте лайки, если понравилась методика...
Подписывайтесь на канал, и пишите свои комментарии...