Салоники были колыбелью многих святых. Сотни фессалоникийских святых украшают святой синаксарий. Одним из таких святых является Феона, архиепископ города, личность поистине значительная, создавшая свой след в Салониках XVI века.
Наше приложение:
Мы не располагаем подробными сведениями о его ранних годах жизни, не знаем, где именно он родился, хотя, по преданию, это произошло на острове Лесбос в конце XV века. Возможно также, что Лесбосом его назвали потому, что в начале своего священнического служения он был духовником на этом острове, в Пломари. Мы не знаем имен его родителей, но можем с полным основанием предположить, что они были благочестивыми людьми.
Есть сведения, что в юности Феона ушел на Святую Гору, где был пострижен в монахи и рукоположен в священники в скиту святого Онуфрия, принадлежащем монастырю Ивирон. Именно там он начал свою личную борьбу за очищение от страстей. Он часами молился, совершал бдения и постился. Поскольку он любил тишину и безмолвие, то, взяв с собой немного провизии, отправлялся в пустынное место, где мог без перерыва молиться - сначала за весь мир, а потом и за себя. Особенно он молился за порабощенный народ греков, стонущий под гнетом язычников-османов.
Там он познакомился с добродетельным старцем (впоследствии святым) Яковом, учеником и подчиненным которого стал. От Якова он научился тайнам жизни во Христе. Каждый день он постепенно восходил к духовному совершенству. Он сделал свое тело мертвым для мира и жил как ангел.
В 1518 году старец Яков собрал своих учеников и явил им видение, согласно которому он был призван отправиться в монастырь Преподобного Предтечи в Дервекистасе, близ Термоса в Аитолии, поскольку этот регион нуждался в духовном возрождении. Они были призваны духовно потрудиться среди тамошних жителей, томившихся в глубокой тьме из-за турецкого ига. Феона попросил поехать с ним и с великой радостью согласился. Прибыв в Нафпактос, они стали искать монастырь. Каждый вечер оба монаха видели небесный свет, простирающийся над определенной местностью. Этот свет видели и немногочисленные монахи монастыря, и жители окрестностей. Они восприняли это как знак того, что скоро произойдет что-то хорошее.
После трехдневного пешего путешествия, ориентируясь на свет, афонцы добрались до монастыря, где их восторженно встретила братия. Они посчитали великим благословением, что с ними находятся духовные мужи из Пещеры Богородицы, посланные Богом. Яков удалился в близлежащую пещеру и стал жить отшельником. Каждое воскресенье он спускался в монастырь для причастия и обучения монахов. Многие христиане стекались в монастырь, чтобы получить благословение старца и исповедаться. Теонас был послан к митрополиту Акакию в Арту, чтобы получить лицензию исповедника и попросить помощи для монастыря.
Он получил лицензию, а также значительную финансовую помощь для монастыря Преподобного Предтечи, который превратился в духовный маяк для всего региона. Множество людей стекалось к старцам Якову и Феоне, чтобы исповедаться и получить их совет и благословение. Однако лукавый дьявол возмутился против деятельности монастыря и захотел его разрушить. Какие-то жалкие клеветники отправились в Арту и уговорили епископа донести на монастырь турецким властям как на очаг восстания. Старец Яковос был арестован и доставлен в Трикалу (Фессалия), чтобы предстать перед беем. Феонас преданно следовал за ним. Хотя бей был уверен в несправедливости обвинений, он все же заключил старейшину Якова в тюрьму. Феона был его неизменной опорой и навещал его в тюрьме, где ухаживал за ним.
По приказу султана трикальский бей отправил старейшину Якова на суд в Адриануполис, где он был осужден и мученически погиб вместе с иеродиаконом Яковом и монахом Дионисием 1 ноября 1520 года.\n Феона вернулся в монастырь Преподобного Предтечи, где стал настоятелем и достойно продолжил духовное, социальное и национальное дело своего старца. Но снова язвительный митрополит Акакий Арты по наущению продажных людей распустил монастырь и изгнал общину в середине зимы. До весны их принимал в качестве гостей один из ведущих деятелей региона.
В 1522 году Феона с братией отправился на Святую Гору и поселился в монастыре Симонос Петрас. Но там им не удалось процветать, так как турки разграбили монастырь, и монахи стали голодать. Тогда они ушли и направились в Галатисту (Халкидики), где обновили монастырь святой Анастасии, избавительницы от яда, настоятелем которого стал Феонас. По информации, полученной от священника из Арты, они обнаружили мощи новомучеников Якова, иеродиакона Якова и монаха Дионисия, которые доставили в монастырь. О монастыре стало известно, и многие люди спешили получить благословение Феоны, который теперь утвердился как выдающийся духовный деятель. Он постоянно учил и принимал исповедь. Вместе с ним служил еще один выдающийся деятель - знаменитый учитель Феофанис, который в 1560 году был посвящен в архиепископы Паронаксии.
Однако Бог предназначил Феонасу более высокое служение. Духовенство и миряне избрали его митрополитом Фессалоникийским. На новом церковном посту он совершал исключительные пастырские, духовные и благотворительные труды в период непреодолимых препятствий, хотя пас паству в Салониках совсем недолго - с апреля 1541 по май 1542 года, когда он с миром отошел из этой жизни. Его мощи были чудесным образом перенесены в монастырь Святой Анастасии. В 1821 г. они были перенесены в Скопелос, а затем в монастырь Эсфигмену на Святой Горе. Его память чтится 4 апреля.