Найти тему

К престольному празднику Вербы

За шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, которого Он воскресил из мертвых. Там для него приготовили трапезу. Марфа прислуживала, а Лазарь ел. Это был знак реального воскрешения Лазаря: спустя много дней он был жив и ел. Очевидно, что трапеза проходила в доме Марфы. Они приняли Иисуса, потому что были Его друзьями и любили Его. [...]

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Когда же большая толпа Иудеев узнала, что Он там, то пришла не только из-за Иисуса, но и чтобы увидеть Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. И когда они увидели чудо, то все поверили. Однако, не удовлетворившись собственным нечестием, начальники попытались убить Лазаря. Как сказано: И задумали первосвященники предать смерти и Лазаря, потому что из-за него многие из иудеев отступили и уверовали в Иисуса. Как бы то ни было, они хотели предать смерти Христа за то, что Он нарушил субботу, сделал Себя равным Богу, а также, по их мнению, из-за римлян, чтобы те не расправились с землей, народом и с ними самими. Но в чем же обвинялся Лазарь, что они хотели убить его, как не в том, что с ним случилось что-то хорошее? Вы видите, что все их намерения были убийственными?

Он творил много знамений, но ни одно из них не приводило их в такую ярость, как это, ни паралитик, ни слепой. Потому что это само по себе было более чудесным. Оно произошло после многих других, и это было совершенно необычно - видеть человека, который четыре дня был мертв, но ходил и говорил. Какая глупость со стороны предполагаемых первосвященников. Все, чего они добились, - это приплели убийства к празднованию своего праздника. Там [в случае с Христом] они считали, что Он отменяет субботу и обманом сбивает народ с пути, а здесь, поскольку им нечего было обманывать, они просто направили свою атаку против исцеленного человека. Здесь они даже не могли сказать, что Он противится Отцу, потому что команда [авторитетное Лазарь, выйди] заставила их замолчать.

Поскольку то, в чем они всегда обвиняли Его, было беспочвенным, а это чудо было особенно выдающимся, они прибегли к убийству. Так они поступили бы и в случае со слепым, если бы у них не было оправдания в виде субботы. Как бы то ни было, слепой был неважен, и его просто изгнали из храма, а вот [Лазарь] был в лучшем положении, что видно по количеству людей, пришедших утешить его сестер. Итак, чудо произошло на глазах у многих людей и самым странным образом, поэтому к Нему стекались толпы народа. Вот что их раздражало: несмотря на то, что праздник продолжался, люди оставляли все и шли в Вифанию. И они решили покончить с Ним, не считая это нечестием со своей стороны. Вот какими убийцами они были. Поэтому первый из законов начинается так: Не убий. И пророк осуждает это, говоря: Ибо руки ваши обагрены кровью [Ис. 1, 15].

На другой день большая толпа, пришедшая на праздник, услышала, что Иисус идет в Иерусалим. Тогда они взяли ветви пальмовые и вышли навстречу Ему, восклицая: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!. Как же так получилось, что если Он не прошел смело по Иудее и удалился в пустыню, то теперь смело пришел в Иерусалим? Потому что их гнев ослабел после Его ухода, и теперь, когда он прошел, Он пришел. Кроме того, толпы народа, которые шли за Ним и предшествовали Ему, были достаточно велики, чтобы обеспокоить вождей. Потому что ни одно чудо не волновало их так сильно, как чудо с Лазарем. Другой евангелист [Синоптических Евангелий] пишет, что они распростерли свои одежды у ног Его и что весь город содрогнулся от почестей, оказанных Его приходу.

Иисус нашел молодого осла и сел на него; как написано: Не бойся, дочь Сиона. Вот, Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице! Он сделал это, чтобы исполнить одно пророчество и предвосхитить другое. Одно и то же событие завершило одно и начало другое. Не бойся, дочь Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и сидящий на ослице [Зах. 9,9] - это, конечно, было исполняемое пророчество. Сидя на ослице, Он указал на то, что нечистая раса язычников покорится Ему.Как получилось, что другие евангелисты говорят, что Он послал Своих учеников отвязать ослицу и жеребенка, а [Иоанн] просто говорит: Иисус нашел молодого осла и сел на него? Вполне естественно, что произошло и то, и другое: ученики вернулись с жеребенком, и Он сел на него. Опять же, ветви пальм и маслин и одежды, которые они положили на землю, показывают, что они думали о Нем выше, чем о пророке, и кричали Ему: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне. Видно, что это больше всего задело первосвященников и книжников, потому что люди поверили, что Он не был противником Бога. Именно это, прежде всего, разделяло людей: то, что Он сказал, что пришел от Отца. Пророк сказал: Не бойся, дочь Сиона, но радуйся весьма, потому что большинство царей их были несправедливы и корыстолюбивы и отдавали их в руки врагов. Они извращали народ и делали его покорным своим врагам. Мужайтесь, - говорит он, - этот не такой, как они. Он кроток и милосерден. Это видно по ослу, так как Он вошел в город не во главе войска, а только с ослом.

'Ученики Его сначала не поняли сего; но когда Иисус прославился, тогда вспомнили, что о Нем написано и что с Ним было. Видите ли, они в основном действовали в неведении. Но после того как Иисус воскрес из мертвых, тогда вспомнили, что о Нем написано и что с Ним делалось. Он не открыл их. Действительно, когда Он сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его, ученики не поняли и этого. Другой евангелист говорит, что весть была скрыта от них, и они не поняли, что Он должен был воскреснуть из мертвых. Легко понять, почему это было скрыто, потому что другой евангелист говорит, что, когда ученики ежедневно слышали о страстях, они были встревожены и опечалены. Это происходило потому, что они не понимали весть о воскресении. Это вполне оправданно было скрыто от них, потому что это было выше их духовных сил, но почему от них скрыли смысл ослицы? Потому что это тоже было великое дело. И посмотрите на мышление евангелиста. Он не постеснялся заявить об их прежнем невежестве, потому что они, конечно, знали, что написано, но не то, что это было написано о Нем. Их могло бы шокировать, если бы царь подвергся подобным испытаниям. Кроме того, они не смогли бы сразу усвоить знание о Царстве, о котором шла речь. На самом деле, другой евангелист пишет, что они думали, что говорят об этом [земном] царстве.

'Итак, толпа, бывшая с Ним, когда Он вывел Лазаря из гроба и воскресил его из мертвых, продолжала свидетельствовать. И, услышав, что Он совершил это знамение, толпа вышла навстречу Ему. Потому что многие люди не изменили бы своего мнения так быстро, если бы не слышали о чуде. Тогда фарисеи сказали друг другу: Видите, вы ничего не можете сделать. Смотрите, люди пошли за Ним! [народ в некоторых версиях переводится как мир, поскольку греческое слово kosmos означает и то, и другое]. Я полагаю, что эти слова были сказаны теми, кто, конечно, был здоров в духовном плане, но не имел смелости смело заявить о своем мнении. Святой Павел также приводит эту причину, когда говорит о воскресении. Какую защиту будут иметь те люди, которые не верят в воскресение?

Оставляя эту тему, чтобы не задерживать вас излишней лабиринтной проповедью, позвольте мне сказать следующее. Внимательно слушайте чтение Божественного Писания и не ссорьтесь по пустякам, во вред тем, кто вас слушает. Так же святой Павел советовал поступать и Тимофею, хотя, конечно, он был полон великой мудрости и обладал способностью творить чудеса. Так давайте же проявим послушание ему и, избегая праздных разговоров, займемся делами. Под этим я подразумеваю любовь к ближним, гостеприимство, интерес к благотворительности, чтобы мы могли достичь благ, которые обещал нам Бог, по благодати и любви Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.