По мере приближения к Страстям события разворачиваются с драматической быстротой, насыщенным значением и захватывающим сюжетом по мере того, как они приближаются к своей кульминации.
Наше приложение:
Мы уже видели два действия, связанных с личностью Христа и совершенно противоположных по своей сути. С одной стороны, это грешница, которая пришла к Христу и оказала Ему скромные почести, а с другой - один из Его учеников, который отказывается от Него и идет к первосвященникам и книжникам, чтобы предать Его. Поступок женщины свидетельствует о том, что Его учение принесло плоды, убедило людей в Его любви и доброте. И Господь выразил Свою радость по поводу ее поступка, принял ее дар и упрекнул учеников, которые искали недостатки и слабости в образе женщины, почитающей своего Искупителя. С другой стороны, мы снова видим, что человеческая слабость охватила и очернила даже круг Его ближайших учеников; те, кто считался Его самыми верными последователями, самым решительным образом поддались своим слабостям: один предал Его, другой отрекся от Него. Мощный урок для тех, кто считает себя сильным в вере и способным поразить своих противников.
Здесь же передается поучительный диалог Учителя с учениками. В нем Он открывает великие истины о Себе, Своей миссии на земле, Своем Отце, Своих грядущих Страстях, Своем Царстве, грядущем Утешителе и Церкви, оставляя при этом ценные советы о том, как вести себя в будущем. Мы также являемся обладателями великого сокровища, известного в греческом языке как Архиерейская молитва, в которой Господь обращается к Отцу от имени Своей паствы и указывает на Свое горячее желание единства этой паствы, выраженное в Его просьбе: Да будут все едино.
Важность этого единства отражена в главном таинстве - Божественной Евхаристии, которая передается Церкви и сегодня. Чтобы быть в общении с Богом, нужно сначала быть в общении с другими людьми. Господь ведет себя с Иудой так же, как и с другими учениками, хотя знает, что тот предаст Его. Все действия Его присутствия на земле направлены на то, чтобы примирить природу и нравственность людей, показать им реальный образ человека, созданного Богом, созданного для любви.
И необходимо, чтобы люди приняли Божественные дары, а не уклонились и не потеряли корону, которую Бог возложил на их головы, как говорит святой Николаос Кавасилас. Мы должны подходить к Вечере со смирением и неуверенностью, неся свои усилия и борьбу, хотя, в конечном счете, очищение совершает Сам Христос. Именно Он нагибается и омывает наши грязные ноги, сами мы с этим не справимся.
Важны наши действия, а не заявления: Хвастовство Петра вскоре было развеяно простым вопросом молодой девушки. С другой стороны, молчаливое присутствие женщин у креста не требовало никаких предварительных заявлений о намерениях. Они действительно проявили свою любовь, и в то время как ученики разбежались по безопасным убежищам, они остались следить за событиями и удостоились чести видеть Господа на Его Престоле, на Кресте, так же как чуть позже им было позволено быть первыми свидетелями Его воскресения.
Помимо стремления к единству людей, в словах и делах Христа очень четко прослеживается разрушение человеческой определенности, особенно религиозной. Святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди на сегодняшние события говорит, что примирение с ближними - это большая жертва, чем возложение дара на алтарь. Мы должны помнить об этом, если хотим понять, почему Христос добровольно взошел на Голгофу и почему - скандально, по-человечески - Он ввел разбойника в Свое Царство.