Каждый фанат уверен, что объект его восхищения лучше всех прочих. Это нередко приводит к «войне фандомов», когда поклонники двух схожих между собой объектов начинают спорить, чей фаворит лучше. Иногда это перерастает в реальное противостояние — например, драки футбольных фанатов. Однако большинство конфликтов не выходит за рамки спора в интернете.
Фанаты литературных вселенных, несмотря на свою интеллигентность, исключением не стали. И если любители классики редко вступают в дискуссии, то поклонники книг, которые были экранизированы и завоевали популярность широкой аудитории, спорят часто и страстно. Особенно в подобных перепалках отличились фанаты «Властелина колец» и «Гарри Поттера», между которыми нередко разгораются холивары почище битвы на Пеленнорских полях или битвы за Хогвартс. Разберемся, из-за чего возникло это противостояние и почему оно продолжается так долго.
«Властелин колец»
С середины 1950-х годов эталоном фэнтези по праву стала считаться вселенная «Властелина колец», которую создал британский лингвист Джон Р. Р. Толкин. Она породила огромный фандом по всему миру. Вот уже более полувека поклонники Средиземья пишут о нем фанфики, песни — в числе сочинителей и такие знаменитые музыканты, как Led Zeppelin, Blind Guardian и Nightwish — а также проводят тематические фестивали и ролевые игры — в том числе масштабные.
Именно Толкин задал стандарты, на которые долгие годы так или иначе ориентировались все авторы фэнтези. Среди них — «черно-белая мораль» — противостояние ярко выраженных добрых и злых персонажей — определенный набор существ — эльфы, орки, тролли, гномы, волшебники, драконы — архаичные способы ведения боя — герои используют луки, арбалеты, мечи и секиры — никакого огнестрельного или лазерного оружия не предусмотрено — и обособленный магический мир, который несколько похож на Средневековье, однако никак не связан с реальностью. Другие писатели либо придерживались канонов Толкина, либо полемизировали с ним — например, переписывали историю Средиземья от лица орков, вооружали эльфов автоматами или лишали героев четких нравственных ориентиров. Однако ядром их творческих экспериментов оставался мир, созданный профессором.
«Гарри Поттер»
Так продолжалось на протяжении почти 50 лет. Пока скромная — на тот момент — соотечественница Толкина Джоан Роулинг не совершила в мире фэнтези настоящую революцию. В 1997 году вышел первый том ее культового цикла «Гарри Поттер», который задал новые стандарты для, казалось бы, вдоль и поперек изученного жанра.
Писательница предложила читателям принципиально иной канон, в котором магический мир существует параллельно реальному и зачастую подчиняется его законам. Так, юные волшебники, как и их обычные ровесники, должны ходить в школу, а их родители — на работу. Старшеклассники фанатеют от музыкальных групп, их отцы болеют за любимую спортивную команду, а матери занимаются садоводством и интересуются модой — все как у людей. И пусть обитатели магического мира избавлены от бытовых забот, их жизнь ненамного легче, чем у обывателей — их обуревают те же страсти, они подвержены тем же самым заблуждениям и, главное, так же смертны.
Роулинг предложила читателям неоднозначных персонажей. Наверняка вы все уже читали «Гарри Поттера», но все же не будем спойлерить. Просто скажем, что практически всем героям саги не помешало бы посетить психотерапевта — и Гарри с его «синдромом спасателя», и Гермионе с «комплексом отличницы», и Тому Реддлу с его «комплексом Бога». Что уж говорит о Роне, самооценку которого практически уничтожили родительские сравнения с остальными братьями, и Дамблдоре, чьих психологических травм детства хватило бы на нескольких персонажей. Ну и куда же без обладателя самой хрупкой психики — и несгибаемого внутреннего стержня — Северуса Снейпа…
Яблоко раздора
Казалось бы, Роулинг удалось создать уникальную вселенную, которая мало пересекается с миром Толкина. К тому же, авторы работали для разных читателей — «Гарри Поттер», рассказывающий о жизни пусть и необычных, но подростков, долгое время позиционировался как young adult, в то время как история Средиземья с ее многочисленными мифологическими и библейскими отсылками явно предназначалась для людей постарше. Однако в итоге обе саги попали в одну целевую аудиторию — мечтатели и эскаписты всех возрастов. Общая фанбаза и стала фундаментом для возникновения спора — ведь каждому любителю фэнтези хочется выяснить, какая из вселенных лучше.
Главная причина — обилие параллелей, которые можно провести между циклами «Гарри Поттер» и «Властелин колец». Главные герои — Фродо и Гарри — героями быть очень не хотят: они самые обычные обитатели своих миров, которые мечтают о спокойной жизни и становятся избранными не по своей воле. Их враги — Саурон и Волан-де-Морт — могущественные злые существа, которых можно одолеть, только уничтожив артефакты — Кольцо Всевластья и крестражи. Главным героям помогают могущественные волшебники — Гэндальф и Дамблдор, которые по каким-то причинам не способны справиться с уничтожением артефактов самостоятельно. Из-за этого фанаты «Властелина колец» нередко обвиняют Роулинг в копировании Толкина. Поклонники «Гарри Поттера» с этим, разумеется, не согласны.
Еще одна причина — конфликт консерваторов и новаторов. Некоторые любители фэнтези считают, что нужно придерживаться определенных традиций жанра, в то время как другие ратуют за их обновление. Это отдаленно напоминает «конфликт отцов и детей», только в этом случае возраст «отцов» и «детей» особой роли не играет — важна лишь степень приверженности сложившемуся порядку вещей.
Третья причина — критерий «серьезности». Многие фанаты «Властелина колец» считают произведения Роулинг слишком «легкомысленными» — хотя она затрагивала в них такие серьезные темы, как социальное неравенство, пропаганда и самопожертвование. Поклонники же «Гарри Поттера» обвиняют автора «Властелина колец» в излишнем морализаторстве, а его персонажей — в «шаблонности», считая, что герои их любимой вселенной, наделенные в равной степени и достоинствами, и недостатками, получились не в пример «живее».
Также фанаты из противоположных лагерей не упускают случая обвинить нелюбимого автора в логических ошибках. Поклонники «Властелина колец» недоумевают, почему Дамблдор не мог с помощью маховика времени спасти родителей Гарри, а фэны «Гарри Поттера» не понимают, почему Гэндальф не отправил Братство кольца к вулкану на орлах. Обвинения в адрес своей любимой вселенной, как правило, игнорируются представителями обоих фандомов.
А какой волшебный мир ближе вам и почему? Пишите в комментариях!