Найти тему

Фома, Верхняя комната и вера

Как велика и неисследима глубина Твоего сострадания, Милосердный Господь! Ты был терпелив к поразившим Тебя иудеям, к коснувшемуся Тебя апостолу, к отстранившему Тебя недоумевающему. Как Ты воплотился? Как Ты был распят, Ты, безгрешный? Наставь нас, Господи, чтобы мы, подобно Фоме, взывали к Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. (Доксастико, вечерня в Фомино воскресенье).

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Сегодня мы также находимся в недоумении относительно веры и Христа. С одной стороны, рационализм и достижения современности, с другой - привычка, а также то, что в наше время каждый имеет свое мнение обо всем, - все это заставляет нас воспринимать веру как нечто обыденное, мирское, одну из многочисленных сторон жизни. Но Воскресение Христово само по себе должно быть достаточным для того, чтобы заставить нас задуматься на более глубоком уровне.
Воскресение - это праздник, а не идеология. Это праздник победы над смертью. Это праздник нашей встречи с Иисусом как с Богом и человеком. И происходит это разными путями: встречами с братьями и сестрами в Церкви и в остальной жизни, если мы воспринимаем их с любовью, а не с враждой или недоброжелательством; участием в Теле и Крови Христовых в таинстве Божественной Евхаристии; поиском воли Божией в каждом случае нашей жизни; ощущением того, что все, что мы делаем для Бога и других людей, не напрасно, а является приоритетом, ведущим к воскресшей жизни, к переживанию радости Воскресения здесь и сейчас.

Сегодня у нас нет доброго рассудка в сердце. Фома отсутствовал на собрании, на собрании других апостолов. Возможно, он размышлял о происходящих событиях и поэтому не захотел присоединиться к остальным. Так происходит и с современными эгоцентричными людьми. Они думают о вопросах веры самостоятельно, как и о других жизненных проблемах. Церковь для них - это не общение с братьями и сестрами, а исполнение религиозного долга. Как они могут ощущать радость Христа и праздновать праздник, если их ориентация эгоцентрична?

Если они рассуждают по принципу каждый сам за себя. Именно такое мышление привело к тому, что ученики оставили Христа во время Страстей, Креста и погребения. Но Христос избавился от этого мышления, когда встретил их всех в горнице в Иерусалиме. Неверие Фомы оправдано не только его уязвленным рационализмом, но, что еще важнее, его эгоцентризмом. Именно поэтому Господь позволил пройти восьми дням: чтобы в нужное время восстановить общение Фомы с остальными апостолами, чтобы Фома снова стал с ними единым целым и чтобы он, как член собрания, смог пережить истину Воскресения, встречу с воскресшим Христом. Любовь ведет к единству, а без любви как движущей силы нет ни встречи, ни истины, потому что последняя носит личный характер, не передается, не подтверждается и не может преодолеть сомнений.

Сегодня мы нуждаемся в добром суждении в нашем сердце. Встреча с ближним в церкви, где мы все вместе исповедуем, что Христос воскрес, находясь в единстве с другими людьми, кем бы они ни были. Православная вера и традиция - это культурная и духовная парадигма, совершенно отличная от сегодняшнего мировоззрения. Нам нужна Церковь [собрание] для Воскресения. Нам нужна Церковь для победы над смертью. Сердечное утешение для нас в том, что, хотя в час смерти мы, казалось бы, одни, на самом деле мы идем вперед со Христом, ангелами и святыми.

И мы встретимся со всеми членами Церкви, ушедшими из этой жизни, то есть со всеми, кто разделяет нашу веру. И мы продолжаем соединяться сердцем и духом с теми, кто остался, через таинство Божественной Евхаристии. Через живое Тело и Кровь Христа. Через любовь, которая никогда не перестает. Через радость веры в то, что все мы прославляем Господа, воскресшего из мертвых. Давайте вернемся вместе со святым апостолом Фомой в горницу, в собрание. И как он провозглашал Христа через любовь и милосердие, воздвигая на небесах дворец любви, так пусть и мы будем практиковать любовь, чтобы верить от всего сердца. Христос воскрес.