Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Диссоциация как одна из причин малоуспешной психотерапии

В основе диссоциации лежит фобия травматических воспоминаний, по мнению французского психиатра, невролога и психолога П. Жане.

При неврозах, считал Жане, нарушается равновесие между высшими и низшими психическими функциями. Бессознательным он называл разновидности психических автоматизмов (то, что мы делаем механически, не анализируя).

Под высшими психическими функциями Жане понимал произвольные (регулируемые нашей волей) память, внимание, восприятие, мышление и т.д., а под низшими - нерегулируемые, импульсивные акты восприятия, внимания, мышления и т.д., над которыми сознательный контроль минимален или отсутствует.

Если при психотравме переработка информации нейронными сетями головного мозга нарушается, то эта информация не присоединяется к адаптивным нейронным сетям и хранится в изолированном виде. Впоследствии индивид сталкивается с триггерами и выдаёт неадекватные когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции, а так же клинические симптомы (острую тревогу, бессонницу и др.). Психотерапия может быть воспринята человеком тоже как угроза столкновения с тяжёлыми переживаниями, и при этом переработка блокируется реакциями нападения, бегства (избегания) или замирания и подчинения (заморозки), слабо контролируемыми сознанием.

Онно Ван дер Харт с соавторами в книге "Призраки прошлого" пишет, что при стойкой диссоциации, являющейся, по сути, результатом серийного, хронического ПТСР, личность разделена на внешне нормальную и аффективную части. При множественной травме внутри аффективной части может быть ещё несколько подчастей, обладающих своими целями, мотивами, тенденциями к действию и ориентации индивида в отношении определенных стимулов.

Приведу примеры из практики.

На консультацию пришла женщина, которая внешне вела себя совершенно нормально, сказала, что с моей помощью хочет избавиться от переедания и похудеть. Однако работа наша не спорилась. Мы начали выявлять блок, вставший на пути к достижению цели, и открылось вот что: в основе сопротивления женщины к изменениям лежала установка, связанная с ранним событием, угрожавшим жизни. В 13 лет, когда её менструальный цикл только устанавливался, у неё случилось обильное кровотечение. Клиентку госпитализировали, всё обошлось, но она испытала сильный страх смерти. При выписке врач сказал не перенапрягаться, тяжёлое не поднимать. Потом мать рассказала ей, как несла тяжёлые сумки после родов и у неё открылось кровотечение, что тогда она потеряла много крови и врач сказал, что если бы она была худой, её вряд ли удалось спасти. Эта информация отложилась в голове клиентки и, соответственно, одна её часть хотела похудеть, а другая избегала физических нагрузок и ела, обеспечивая, как она думала, своё выживание. Нам всё же удалось проработать её травму и наладить сотрудничество между этими двумя частями личности.

А бывает диссоциация очень устойчивая. Так, например, мужчина говорит, что хотел бы покончить с собой и при этом боится идти в проработку, потому что, по его словам, не вынесет этих переживаний. Длительное время он избегал психотерапии, приходя только на разовую консультацию.

Каковы показатели наличия диссоциативного расстройства?

1. Годы малоуспешной терапии и разные диагнозы в анамнезе.

2. Дереализация и деперсонализация.

3. Провалы в памяти.

4. Флэшбеки и навязчивые мысли.

5. Соматические симптомы, необъяснимые с медицинской точки зрения.

6. Нарушения сна, ночные кошмары и страхи.

7. Депрессия.

8. Расстройство привязанности (травма отвержения и отстраненность от окружающих).

9. Шнайдеровские симптомы (голоса в голове, чувства, действия, которые возникают вдруг и не имеют логического объяснения). Нужно отличать эти проявления от шизофрении.

Сегодня с психотравмами успешно работает метод EMDR (ДПДГ). 19 мая я завершила обучение на 2-м модуле, где нас обучали работе со сложными случаями.

С помощью этого метода быстрее обеспечивается доступ к дисфункциональному хранению информации и её связывание с адаптивными сетями памяти. Воспоминания меняют свои характеристики за счёт того, что клиент сам находит их адаптивное разрешение, опираясь на свой жизненный опыт и ресурсы.

При стойкой диссоциации, которая сопровождает человека при зависимом поведении, идеализации, чувствах стыда, страха, отвращения и т.д., перед непосредственной проработкой проводится эмоциональная подготовка клиента, дабы увеличить его "окно толерантности" к аффекту. Подготовка заключается в психообразовании, в поиске внутренних и внешних ресурсов, на которые он мог бы опереться, обучении навыкам совладания со стрессом, исследовании диссоциированных частей и т.д.

Данный метод я совмещаю со схема-терапией и КПТ.

Не бегите от своих травм, подарите себе жизнь, свободную от депрессии и безнадёжности.

-3

*Материал подготовлен на основе статьи Е. В. Казённой и Е. К. Дивид "Десенсибилизация и переработка при помощи движений глаз и теория структурной диссоциации личности при работе с тяжёлой психической травмой".

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru