Я никогда не слышала о Чувиках до того момента, пока не нашла записи о рождении моих прадеда и прабабушки в метрической книге Рязанской Духовной Консистории Пронского уезда с. Чувиков. Поразительно, что никто из ныне живущих моих родственников, так же ничего не слышал об этом месте. Оно, как будто не существовало никогда.
Сначала я обратилась за первичной информацией к историко-статистическому описанию церквей и монастырей Рязанской Епархии. С. Чувики, Ц. Ильинская:
Чувики в качестве «погоста» упоминаются впервые в приправочной кн. Каменск. 1597 и 98 г., где они описываются так: «Погост на царя и великаго княза земле в Чувиках на реке на Проне, а на погосте церковь Ильи пророка древна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всё церковное строенье мирское приходных людей, а на погосте: во дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница да пять келий, а в них живут нищие старцы, а питаются о церкви Божии; пашни паханые церковные земли десять чети, сена по реке по Проне пятнадцать копен, лес большой вопче с помещики.» В писцовых кн. Ивана Львова 7136 и 37 г. упоминаются только «три места дворовых церковных причетников да пять мест келейных, а поп и церковные причетники живут на поместной земле Лаврентья Михайлова Елшина в деревни Новиках» По окладной книге 1676 г. при Ильинской церкви в селе Чувиках на церковной земле упоминаются только дв. попа и дв. дьячков, а в приходе к ней «тридцать дворов помещиков детей боярских, шестьдесят два двора крестьянских, десеть дворов бобыльских и всего сто четыре двора». В приходе кроме села Чувиков показаны деревни: 1) Давыдова, в писц. кн. имеющаяся дер. Чувиковой, Давыдовское тож, которая писана за «Петрушкою Феодоровым сыном Чувикова, по государевой грамоте 133 года за приписью дьяка Третьяка Корсакова, старое его поместье»; 2) Дурышкина, писанная в платеж. кн. 1628 и 29 г. «за Олександром Офонасьевым сыном Кобузевым»; 3) Антипина; 4) Кареева и 5) Альютова, состоящая по платежн. кн. «за Петром Ивановым сыном Есипова». Существующая ныне в селе Чувиках деревянная Ильинская церковь построена в 1768 году. При ней земли во владении причта значится 57 дес. 2013 саж. В состав прихода, сверх означенных в окладной кн., кроме села входят д-ни Новики и Давыдовские выселки, в коих при 188 дв. м. п. 614, ж.п. 642; состоявшая по оклад. кн. в Ильинском приходе д. Кареева, ныне перешла к прихоу Яблоновскому По штату 1873 года в Ильинском причте положены 1 священник и 1 псаломщик...»
Дальше, работая с метрическими книгами, стало понятно, что в Чувиках крестили детей, венчались и хоронили своих родственников не только прихожане выше перечисленных деревень, относящихся к приходу, но и заезжие представители всех сословий из городов Рязанской и соседних губерний. Так что, если вы потеряли своих предков, поищите их в Чувиках. Была какая-то неведомая причина, по которой люди ехали туда издалека совершать свои обряды. Толи место намоленное, толи просто тихий красивый уголок, который навсегда останется в памяти.
В списке населённых мест по сведениям 1859 года Чувики (Чювики) значится как "село дух. вед". Расположение представлено как "при реке Проне" и "По левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань". Всего 4 двора, где проживало мужчин - 7, женщин - 9. Уездный центр в 7 км. В начале прошлого столетия село входило в состав Берёзовской волости Пронского уезда. В 1918 году число жителей составляло 20 человек: 9 мужчин, 11 женщин. Работала водяная мельница. И уже в 20-х годах село на картах не найти.
Теперь сложно представить, как выглядел двор и церковь до революции. Но что-то же должно было остаться? Глянув на карту, мы отправились туда на поиски старого погоста. И…, невероятно, нашли. Кладбище скрыто в зарослях кустарника и старых ветел, у самого изгиба реки, где и стояла когда-то мельница. Находясь всего в нескольких метрах, ни за что не догадаешься, что рядом могилы, - просто лесок. Пошли обходить его по кругу, пока не обнаружился как бы вырубленный вход в кустарнике. Никогда не видела ничего подобного! Это ни на что не похоже, а я любитель поизучать местные труднодоступные маленькие кладбища. Последнее захоронение датируется 2021 годом, до этого перерыв в 20 с лишним лет. Несколько семей вплоть до конца прошлого века продолжали хоронить здесь своих родственников, но кладбище совсем маленькое, заросшее и неухоженное. Туда и проехать-то можно только летом в сухую погоду. А рядом ни одного населённого пункта. Каменные старинные надгробия, вросшие в землю с надписями, которые теперь можно прочитать только с помощью специалиста, предварительно очистив от мха, на каждом шагу. Ещё искорёженные металлические конструкции и булыжники, которые, скорее всего, остались от разрушенных строений. Рядом оплывший холм, возможно, именно здесь и стоял каменный храм, слева от него, как бы прорубленная в земле дорога – спуск к реке. Невероятно красивое, тихое место, уютное, если хотите. Антипино, где жили мои предки, на другом берегу. Вероятно, был мост. Характерный еле-заметный след от дороги можно разглядеть и на противоположном берегу, слева и справа от неё кустарники, которые обычно заполоняют территорию бывших жилищ.
Если только представить себе колокольный звон, стоя здесь на берегу…
Храмы окончательно разрушены около ста лет назад, с ними стёрта и наша память. Случилось это в 30-х.
Постановление Президиума Московского областного Исполнительного Комитета Р., Н. и К. Д. от 05.07.1933 г.
Ходатайство Пронского РИКа о закрытии церквей деревянной и каменной в с. Чувики «Принимая во внимание, что: церкви в селе Чувики (деревянная и каменная) не функционируют около 5 лет, причём оба здания находятся в безнадворном состоянии и приходят в состояние разрушения – Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV.29 г., постановляет:
Договор с группой верующих на пользование зданиями культа (деревянного и каменного) в селе Чувики расторгнуть и передать их в распоряжение РИКа для использования в пределах постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV.29 г.
Настоящее постановление объявить группе верующих граждан, разъясняя право обжалования в двухнедельный срок в Президиум ВЦИК через Мособлисполком.
Предложить Пронскому РИКу не производить закрытие церквей впредь до получения от Мособлисполкома особого извещения о вступлении в силу настоящего постановления…»
Церкви закрыты в 34-м, Комиссия по вопросам культа постановила закрыть церкви и «объявить группе верующих граждан, и с подлинными подписями их и указанием даты объявления, направить в Мособлисполком». О порядке обжалования постановления в двухдекадный срок со дня объявления прихожанам было разъяснено. Однако, была ли подана жалоба или нет, мне неизвестно. Скорее всего, некому было писать, села, как такового уже не существовало.
А ведь когда-то здесь текла обычная жизнь. Я надеялась найти описание построек и внутреннего убранства, перечитывая епархиальные ведомости. В них часто можно встретить подробное, почти художественное повествование внешнего облика, обстановки внутри с перечислением утвари, описание внешности прихожан на праздничной службе (иногда присутствуют имена и фамилии), иные сведения, старательно записанные сопровождающими Владыку, при его посещении церквей уезда. Но нашла лишь сведения о сборах и пожертвованиях, собранных Епархией, обычными прихожанами и представителями местного купечества на постройку каменного храма по утверждённому и одобренному плану, переливку разбитого колокола в 14 пудов на новый с добавлением колокольного материала, перестройку старых церквей, на возобновление храма. По сообщениям видно, что люди, используя свои возможности и вкладывая личные средства, пытались сохранить церкви в Чувиках. Случалось, и наоборот. Заезжие «гастролёры», пользуясь особенностью местности, её удалённостью от населённых пунктов, совершали кражи церковной утвари, а местное духовенство, как бы и не принимало никаких мер по её сохранности.
Сегодня это место облюбовали рыбаки и отдыхающие. И даже на карте отмечено зонтиком "пляж". Многочисленные расчищенные стоянки вдоль реки по дороге к Чувикам, вбитые гвозди прямо в старые сухие вётлы, кострища. Слышала от местных, что в советский период сюда любили привозить на отдых школьников из окрестных сёл и деревень, проводили мероприятия, семьями устраивали пикники. Мы немного поснимали окрестности, фотографии 2023 года, сделаны прошлым летом. Невероятная красота и тишь. Посмотрите.