Исключения сделают для приезжающих в гости к родственникам, для работы и учебы. Въехать не смогут и россияне, которым Норвегия выдала визу до весны 2022 года, и те, чья виза была выдана странами Шенгенского соглашения
Норвегия запретила въезд в страну для российских туристов, даже если у них есть виза. Новые правила вступают в силу 29 мая. По сообщению МИД Норвегии, запрет на въезд распространяется как на тех граждан России, которым сама Норвегия выдала визу до весны 2022 года, так и на тех, чья виза была выдана другими странами Шенгенского соглашения.
Исключения составят поездки к близким родственникам — супругам, родителям и детям, с целью учебы и работы в Норвегии или других странах Шенгенского соглашения. Решение ожидаемое, норвежские власти не хотят, чтобы страна использовалась в качестве транзитной для поездок россиян в Европу, говорит частный русскоязычный гид в Осло, создатель проекта «Осло фототур» Рами Кафаров:
Рами Кафаров частный русскоязычный гид в Осло, создатель проекта «Осло фототур» «Норвегия хотя и не является частью Европейского союза, но является частью Шенгена, и они решили закрыть лазейку, чтобы больше через них не ездили никуда транзитом. Я работаю юридическим гидом, поток стал потихоньку опускаться. Если раньше у меня было около 80% клиентов на русском языке, потом это стало снижаться, год назад у меня был поток людей, которые ездили в Европу избавляться от недвижимости, или те, у которых заканчивались визы, для того, чтобы еще кружок сделать и вернуться домой. А сейчас, если ко мне и приезжает кто-то на русском языке, это те, которые уже живут в Европе давно со статусом местного жителя. У меня будет скоро клиент из России, скорее всего, у него еще есть другой паспорт. Если логично посмотреть на то, что сейчас произошло, это касается мизерного количества людей. Не то что у меня были десятки людей, приезжали из России и вдруг они не приедут, у меня их уже не было. Потока людей, которые ездили с целью туризма в Норвегию из России, не было уже давно. Знаете, как закрываете кран с водой, вы можете чуть закрыть, не будет идти вода, либо до упора. Можно сравнить, наверное, с такой ситуацией, когда Норвегия уже до упора закрыла этот кран, чтобы молекула воды не прошла».
Политика внутри самой Норвегии в отношении русскоязычного населения ужесточилась после подрыва «Северного потока», рассказал Business FM житель Норвегии с 1993 года, журналист Александр.
«Я работаю инженером в нефтегазовой отрасли. У нас сейчас очень много проектов, которые не дают доступа работникам, у которых российский паспорт, независимо от того, двойное гражданство это или только российское. Понятно, что они боятся нарушения инфраструктуры, сейчас с нами идут очень жесткие разговоры. Не дай бог, если я позвоню в посольство, мне, например, паспорт заказывать надо: а зачем, а куда, а почему, а с кем вы контактировали? Вы представляете, какое давление оказывается, может быть, это только наша область, которая связана с нефтянкой. Да, понятно, переживают. По «Северному потоку», который подорвали, они ждут обратного ответа. В связи с этим очень жесткая политика и к нам как к русским, выходцам из постсоветского пространства, как они нас называют. Мы уже давно, еще до этого, хотели на пенсию уехать в Россию, а сейчас нас подпихивают под то, что вы здесь чужие, вам не доверяют, вы другой ментальности, вы другого мнения обо всем сложившемся. И, естественно, подобные моменты, мне кажется, они логичны в их понимании, конечно, не в нашем. Обеспечить безопасность, обеспечить минимальный доступ людей. Есть реальные статьи из местных газет, где они пишут, что полицейская служба, прямо говорят, что существует целая куча [российских] агентов, которые расселены по всей Норвегии, которые внедрились вовсю во все сферы влияния. Мы здесь испытываем намного большее давления, чем просто, как говорится, ограничение в приезде наших друзей и родственников».
Фактически с весны 2022 года Норвегия почти не выдает туристические визы россиянам, рассказали в Ассоциации туроператоров России.
Поток туристов в Норвегию после пандемии и без того был очень маленьким, а с началом СВО почти иссяк, говорит основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов, который организовывал туры в Норвегию.
Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «В основном это туризм. Норвегия граничит с Россией в районе Мурманской области, и жители Мурманской области тоже довольно часто, как и питерцы в Финляндию, ездили в Норвегию за мелкими покупками, на отдых, это было распространено. Конечно, вторая тема большая в Норвегии — рыбалка, причем люксового типа, океанская рыба, треска. Это очень недешевое удовольствие, аренда катера на день может стоить тысячу долларов и выше, еще плюс проживание, переезды, все очень недешево. Норвегия — одна из самых богатых и дорогих стран Европы. И третья тема — это прекрасные круизы по норвежским фьордам. В любом случае это не были большие цифры, наши туристы совершали туда штучные путешествия. В принципе, на нас это не сильно отразится, у нас по-прежнему есть еще большое количество тех же самых европейских стран, которые, несмотря на все эти санкции, выдают визы. К нам приезжают даже греческие партнеры, вчера в офисе был итальянский партнер. Что касается, опять же, потока из России в Норвегию, да, это приведет к окончательному спаду и обнулению. Я считаю, что это однозначно плохо, больше даже для Норвегии. Конечно же, это не способствует делу продолжения добрососедских отношений. Глупо, я считаю, ограничивать людей в праве посмотреть твою страну».
По словам участника рынка, туры в Норвегию из России до СВО стоили несколько тысяч долларов. В основном туда ездили обеспеченные туристы. Альтернативой вип-рыбалке, северным красотам и наблюдениям за китами теперь может стать Мурманская область.
Тем временем МИД России заявил, что Москва ответит на решение Норвегии ужесточить правила въезда для россиян.