Старый Сердюк коротает в одиночестве свой век в глухой деревушке – супруга померла, дети давно покинули отчий дом и обзавелись своими семьями. Вспоминая прошедшие фрагменты жизни, он делает себе гроб из досок, когда-то бывшими обеденным столом, и отправляет детям телеграмму о своей кончине, которую никак не может дождаться.
В притчевой картине практически нет диалогов, в её основе лежат лаконичные поэтические символы, где жизнь и смерть имеют неразрывную связь. С эстетической точки зрения «Родник для жаждущих» наверное, самый «несоветский» фильм, своеобразный арт-хаус 60-х, из-за чего он и был забракован правительством.
Немного о режиссёре
«Родник для жаждущих» – это детище украинского и советского кинорежиссёра Юрия Герасимовича Ильенко. После окончания в 1960 году операторского факультета ВГИКа он принял участие в своих первых съёмках – картина «Прощайте голуби». В течение трёх лет оттачивал мастерство на Ялтинской киностудии, после чего принял предложение поработать на киевской киностудии имени Довженко.
Мировая слава досталась Юрию Герасимовичу после выхода фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Попробовав себя в роли оператора, художника и даже актёра («Улица Ньютона, дом 1») решил, что пора занять и режиссёрское кресло. Первым его фильмом в новом амплуа стал «Родник для жаждущих». Картина получилась абстрактной, нестандартной и скандальной.
Первые шаги Ильенко в роли режиссёра были непростыми. «Родник для жаждущих» – явление в кинематографе необычное, фильм был запрещён к показу. Эта картина была доступна для кинематографистов, которые без каких-либо стеснений и угрызений совести повторяли сцены, эпизоды, актёрские приемы из ленты Ильенко.
Когда фильм спустя годы показали наконец-то на большом экране, Юрия Герасимовича даже обвиняли в плагиате, мол, он украл из фильма «Зеркало» Тарковского целый эпизод. Вот только как можно было украсть то, чего ещё не было, ведь свою ленту Ильенко снял на несколько лет раньше. Картина «Вечер на Ивана Купала» запрещена не была, её просто не показывали в кинотеатрах, как будто её и не было вовсе.
В Советском Союзе «арт-хауса» не было
Выражение «арт-хаус» появилось в отечественном лексиконе относительно недавно, однако качественное «другое» кино снималось и в советскую эпоху. Это явление без преувеличения уникально, ведь снять неидеологический фильм в стране Советов, да ещё и показать его на большом экране было что-то из области фантастики. В полуподпольных киностудиях талантливые режиссёры создавали необычные для народа и неугодные для власти фильмы.
Каждый стремится быстрее повзрослеть и выпорхнуть из родительского гнезда, но мало кто интересуется чувствами матери и отца в этот момент. Дети старого Сердюка давно живут самостоятельной жизнью. Решив, что все свои земные дела выполнил, он мастерит для себя гроб и готовится к уходу из жизни. Заросший колодец представлен режиссёром в виде сюрреалистической метафоры ценности личности.
Когда в человеке перестают нуждаться, он ветшает, огонёк его души угасает, а тело разбивается неурядицами. Но как только окружающие снова проявляют к человеку интерес, он возрождается и физически и морально. Это наглядно показывает финальная сцена фильма, где Сердюк ломает гроб и приступает к ремонту обветшалого колодца.
«Родник для жаждущих» – фильм-притча, фильм-размышление о смысле человеческой жизни, о нехватке духовности и сострадания родным людям, природе и друг другу. Главная тема картины – уничтожение украинской деревни, потеря связи между поколениями, разрушение моральных ориентиров.
Где снимали фильм?
Съёмки ленты проходили в самом сердце Украины – на Чигиринщине. Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Максим Зализняк и повстанцы-гайдамаки – выходцы как раз из этих земель. Там и снимал свою картину Юрий Ильенко, который родился в соседних Черкассах. Для режиссёрского дебюта он символично выбрал родные края.
Сама съёмочная площадка располагалась в селе Трушевцы. Песчаные дюны, показанные в фильме нехарактерны для центральных регионов Украины. Всё дело в том, что в данной местности в древности проходило русло Днепра, река сменила своё направление, оставив пустынные пейзажи.
Трушевцы нельзя назвать маленьким селом, оно растягивается на сотни метров вдоль трассы Черкассы-Чигирин. Съёмки основных эпизодов картины проводились на окраине села, где стояла заброшенная ветряная мельница. На песчаном грунте уже в послевоенное время были посажены сосны. Режиссёр был зачарован необычной местностью и простотой местного населения, в наивности которого просматривалось врождённое казацкое чувство собственного достоинства.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще