Найти тему
Что почитать? 📚

Что почитать? Элисон Уэйр, «Королевы завоеваний» - зарубежная литература

Идеальная книга для писательниц ромфанта, сейчас объясню почему. Любая писательница может брать и лопатить эту книжку в поисках сюжетов целиком и отдельных сюжетных линий. Сокровища тут в каждой главе. По мотивам «Королев завоеваний» можно писать не то что отдельные романы, а целые саги! Общеизвестно, что Джордж Мартин в цикл «Песнь льда и пламени» запихнул из европейской истории, что мог: тут и Ланнистеры вместо Ланкастеров, и Черный ужин, мутировавший в Красную свадьбу, и семь королевств на территории Великобритании. Чем другие хуже! А тут всё уже компактно изложено, и фактуры - хоть отбавляй.

И пусть хоть кто-то, хоть намеком упрекнет в отсутствии реализма! Можно прям пальцем тыкать: вот! всё уже было!

Жена благородных кровей высоко ценилась не из-за внешней привлекательности и нрава, а из-за богатства и знатности. Брак, по сути, был контрактом, а принцессы - дипломатическим активом. В XIII веке король Генрих III заявил: «Нет лучшего способа достичь дружбы между правителями, чем брачные узы». (с) Элисон Уэйр, «Королевы завоеваний»

Только одна история, которая меня поразила уже в самом начале книги:

Матильда, дочь графа Бодуэна V Фландрского (год рождения - примерно 1031, но точных данных нет), отказала в своей руке герцогу Нормандии Вильгельму Бастарду, причем заявила об этом публично. Хотя и могла помочь герцогу смыть пятно внебрачного рождения благодаря собственному высокому происхождению. Были для брака и другие политические причины!

Никаких прижизненных изображений нет
Никаких прижизненных изображений нет

Что же сделал герцог? Он подкараулил девушку, когда она возвращалась с мессы в сопровождении своих дам, и избил ее так, что она слегла: схватил за волосы, извалял в грязи, испортил богатый наряд. Они нас любят. Глава, кстати, называется «Огромное мужество и великие дерзания». Если что, источники - нормандские, французские и фламандские летописи - «единодушны в описании самого деяния»(с).

Отец девушки начал готовиться к войне. Тут еще прекрасный абзац про то, что «грубый стиль вызвал удивительную перемену в сердце темпераментной Матильды». В общем, девушка прямо с одра болезни заявила, что все-таки готова выйти замуж за Вильгельма. Я бы, правда, не стала - на месте писательницы - делать именно такие выводы про сердце и темперамент Матильды, но кто я такая. Если б передо мной поставили выбор: или замуж, или война, а потом (возможно) все равно замуж, но за того же самого, - я бы тоже не стала уже трепыхаться. Тем более что будущий муж показал, на что он способен...

Об уме и рассудительности Матильды, - к слову, - говорит уже то, что впоследствии муженек, отправляясь по своим делам, спокойно оставлял на ее попечение Нормандию. И даже когда общий сын уже достаточно подрос и мог бы управлять - главной все равно оставалась Матильда, а сын был под ее опекой.

Короче, вышла замуж наша Матильда, благополучно прижила со своим обидчивым супругом кучу детей (если точнее - десятерых) и более того! По некоторым данным, жили они с Вильгельмом в любви и согласии. Муж чтил святость брачных обетов. Есть свидетельства, что Матильда тоже любила мужа - или, как минимум, демонстрировала чрезвычайную скорбь, когда он сильно заболел (что не совсем одно и то же, согласитесь).

Но есть и другие свидетельства. Правда, Элисон Уэйр явно отнеслась к ним более скептично - но если писательница всерьез указывает на то, что избитая девушка резко полюбила своего мучителя (или это была ирония, которую я не распознала? хм), то спасибо, что она вообще упоминает другие варианты развития событий. А ведь некоторые летописцы все же писали о том, что Вильгельм обращался с женой жестоко. И есть запись о том, что он ударил её шпорой в грудь так сильно, что в конце концов Матильда от этого и умерла... «Подобный сюжет явно не соответствовал действительности» - пишет Элисон Уэйр, - «хотя избиение жен в Средние века было обычным делом и считалось вполне совместимым с представлениями о супружеской любви».

Вот и пойми: если дело обычное и «бьет, значит любит» - зачем бы монаху врать? С другой стороны, монах это сочинил спустя лет через триста после того, как все упомянутые отошли на тот свет. И еще несколько столетий спустя можно было найти (Элисон Уэйр пишет об этом дальше) в летописях упоминания про избиения Матильды мужем, и снова с её последующей смертью.

Непонятно только, откуда они брали инфу - то триста, то пятьсот лет спустя.

Но ведь (это я почерпнула из другого источника) с историей про избиение Матильды Вильгельмом перед тем, как она приняла его предложение - то же самое!

Даже мне кажется, что всё было куда прозаичнее. Брак этот на самом деле был всем выгоден, молодые прекрасно (по тем временем) жили.

Попросила ИИ нарисовать Матильду Фландрскую).
Попросила ИИ нарисовать Матильду Фландрскую).

...Если вы думаете, что я вам тут пересказала уже всю книжку, то вы глубоко ошибаетесь. Это буквально малая ее часть - буквально реплика из жизнеописания Матильды Фландрской, жены Вильгельма I, первой английской королевы, коронованной как консорт, - а в книжке пять королев! (От чего же все-таки умерла Матильда? Читайте на странице 158!). И про одежду, и про еду, и про быт, и про горничных, деталей - закачаешься. Особенно мне, конечно, понравились названия глав (выше уже цитировала), тут каждая - как название романа: «Величие и добродетель», «Благочестивое служение», «Низвергнутая во тьму», «Несомая руками ангелов» и т.д.

На всякий случай проспойлерю немного: Матильда проживет со своим Вильгельмом тридцать с лишним нет. С другой стороны - а куда ей деваться, с десятерыми детьми. Но вы еще не знаете, как она поступила с бывшим! Вот это женщина. Элисон Уэйр так же развенчивает миф по поводу низкорослости королевы. Если здраво рассудить, то действительно: вряд ли женщина ростом в метр 20 сможет стать матерью десять раз подряд...

➕ Отличная книга, чтобы читать ее не спеша, с толком, с расстановкой. Я еще не дочитала, но планирую, клянусь, в меня просто не влазит так много информации сразу.

➖Я, если честно, не ожидала, что информация будет подана настолько концентрировано. Как человеку, который читает для своего удовольствия, мне тут не повезло, потому что я, скорее всего, забуду всё прочитанное очень быстро: применить мне свои вновьприобретенные познания о королевах Англии решительно негде. Если, конечно, я не начну писать ромфант - тут ничего нельзя загадывать. Сложно представить, что я буду рассказывать о Маргарите Фландрской кассирше в «Пятерочке»... или обсужу вдруг нелегкую судьбу Аделизы Лувенской со своей косметологиней.

... Но как женщине - очень интересно!

Читали? Как вам?

Полистала книжку на камеру).