Когда самарянка разговаривала с Христом, она, по сути, не понимала, о чем он говорит. Он говорил на уровне вечной жизни. Она автоматически перенесла услышанное на уровень этой преходящей жизни. Никакой точки соприкосновения не было. Эта точка была создана через знамение - чудо, которое явил ей Христос. Он сказал: Пойди, приведи своего мужа и вернись сюда. Она ответила, что у нее нет мужа. Тогда Иисус сказал ей: Ты совершенно права, говоря, что у тебя нет мужа. У тебя их было пять, и тот, который у тебя сейчас, не твой муж. Это правда, то, что ты сказала.
Наше приложение:
Слова Господа перевели самарянку на другой уровень. Они открыли перед ней новые возможности, не определяемые рациональной необходимостью. Они открыли перед ней перспективу перпендикулярного видения и ориентира. После этого женщина оставила экзистенциальную проблему воды, точнее, забыла о ней, как видно из дальнейшего повествования, и попросила решить другую проблему, утолить другую жажду - метафизическую.
Она говорит: Господин, я вижу, что ты пророк. Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы [иудеи] говорите, что Иерусалим - это место, где нужно поклоняться Богу. Затем она получает великое откровение: Наступает время, и уже наступило, когда те, кто действительно поклоняется Отцу, будут делать это в духе и истине. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Люди становятся теми, кто верит и поклоняется. Когда они верят в Бога и поклоняются Ему в духе и истине, они тоже становятся в какой-то степени похожими на Него. Они становятся духовными и реальными.
Религиозные убеждения женщины выходят на первый план, и она говорит: Я знаю, что придет Мессия, то есть Христос, и что когда Он придет, то все нам объяснит. И Христос говорит ей: Ты говоришь с Ним.
Это откровение самарянки совпало с удивлением, которое испытали ученики Христа, пришедшие в этот момент. Они были озадачены, почему их Учитель разговаривает с этой женщиной. И это их удивление было полезным знаком. Это была подготовка, которая должна была помочь им понять, что Евангелие, которое они должны были проповедовать, выходит за рамки строгих расовых, социальных и религиозных границ.
Чем больше люди посвящают себя заботам этой жизни, тем больше они привязываются к вещам этого мира и забывают о своих более глубоких потребностях. Но когда по какой-то причине в них пробуждается глубокое духовное беспокойство и они осознают, что в их сердце есть ответ на забытый и часто отвергаемый экзистенциальный вопрос, они забывают о своих повседневных нуждах и отвергают мирские заботы.
Женщина оставила там свой кувшин, пошла в город и говорила людям: Придите и посмотрите на человека, который рассказал мне все, что я делала в своей жизни. Может быть, он Мессия. Очевидно, женщина сама была убеждена, что Он - Мессия, потому что именно об этом она пришла рассказать людям в своем городе. Она хотела поделиться с ними своей великой радостью. Но, будучи человеком, она также, возможно, хотела, чтобы исполнение их общих ожиданий было подтверждено другими. И подтверждение пришло через опыт, который получили ее сограждане от собственной встречи с Христом. Радость общая - радость вдвойне. Радость, которая принадлежит всем и каждому. Мы больше не верим из-за того, что ты сказал, потому что мы сами слышали и знаем, что это действительно Христос, Спаситель мира.
Настоящая вера зависит не от сообщения или информации, а от личного опыта. Вкусите и увидите, что благ Господь, - говорит псалмопевец. Подойди и посмотри, - говорит Филипп Нафанаилу. Если ты не видишь Бога в своей жизни, говорят отцы Церкви, то не рассчитывай увидеть Его после смерти. Именно здесь наши духовные рецепторы настроены на то, чтобы принять Бога и воспринять богатство Его Царства.
Сегодня люди, в частности, закрыли свои духовные рецепторы и вообще не имеют ничего общего с духовной реальностью. По большому счету, их уже ничто не удивляет, ничего не интересует в повседневной жизни, потому что они компьютеризировали свою жизнь и превратили ее в скучную рутину. Как для священника катастрофой было бы просто привыкнуть к Божественной литургии и службам, которые он совершает, так и для каждого человека катастрофой будет, если он привыкнет к своей повседневной жизни и станет равнодушным к открывающимся перед ним возможностям и сюрпризам.
Человеческая жизнь - это функция, которая длится до тех пор, пока мы здесь. И она полна маленьких и больших неожиданностей, положительных и отрицательных. Положительные мы часто воспринимаем негативно, а отрицательные могли бы воспринимать и переживать положительно. Тот, кто сохранил в себе живую воду, влитую в него при крещении, может творчески пережить свою повседневность со всеми положительными и отрицательными сюрпризами, утоляя жажду живой водой, впитывая истину вечной жизни и наполняя смыслом и содержанием мимолетность.