Я заболела коронавирусом в марте 2021, без пневмонии, но с потерей обоняния. Запахи пропали дней на десять, затем вернулись. Но через пол года я стала чувствовать что-то странное: неприятные, незнакомые запахи от многих продуктов: мяса, специй, супов, борщей, да не перечесть. Проще посчитать продукты, ссохранившие свой обычный запах и вкус.
Я была расстроена, с ковидом интуитивно связывала, но то что похожее происходит и с другими людьми не знала. Я думала, что у меня какое-то странное расстройство и надеялась, что оно быстро пройдет. Но и через четыре месяца ничего не наладилось и я уже смирилась с номым меню, состоящим из рыбы, фруктов, сдобы, ягод и молочной продукции.
Теперь, конечно, я уже поняла, что искажение запахов называется паросмией, в частых случаях является следствием перенесенного ковида. И что нас таких страдальцев много.
Для себя я выбрала стратегию ожидания возврата нормального обоняния и даже не обращалась к специалистам.
И пост бы этот не писала, если б не моя клиентка, обратившаяся ко мне с запросом на психотерапию по этому же вопросу. Она тяжело переносила паросмию и была близка к нервному срыву.
Пришлось углубиться в тему, т.к. я поняла, что далеко не у всех людей достаточно запаса спокойствия и сил на преодоление такого крайнего неудобства.
— Я не могу есть мясо, молочку, часть овощей, а ем только зелень, некоторые фрукты, соленую рыбу и крупы, и то далеко не все. От своих же волос мне пахнет желтком. Не переношу свой запах пота, не узнаю. От мужа слышу неприятный запах прелого. Четыре месяца не могу готовить и присутствовать за семейными обедами, ухожу когда они едят и готовят и сижу с заурытой дверью, иначе тошнит. Наша семья на грани развода. Я стала нервной, срываюсь, плачу. Не вижу этому конца. Врачи не помогли — отчаянный монолог клиентки.
Давайте попробуем прояснить вопрос.
Паросмия — малоизученное последствие коронавируса, при котором человек вместо привычных запахов начинает чувствовать вонь. Еда, цветы, бытовая химия начинают пахнуть — по разным отзывам — гнилью, помоями, мертвечиной, серой и прочей несуразицей.
Выраженность расстройства бывает разной: от тонкого неприятного запаха, появляющегося без причины, до мучительной вони, которую чувствуешь отовсюду.
Конечно за этой симптоматикой скрывается ряд физико/нервно/биологических процессов.
Но, паросмия как последствие коронавируса сегодня изучена мало. Исследователи только собирают данные о ней.
Есть данные о том, что ведущую роль играет поражение центральной нервной системы и специфических структур головного мозга — обонятельных луковиц,
Если раньше паросмия была редкостью, то сегодня стала более распространенной. Такой симптом возникает у 10-15 % переболевших пациентов.
Врачи говорят, что в среднем паросмия проходит за год. Но у есть пациенты, которые страдают от нее уже два года, и улучшений нет.
Если паросмия не возникает в связке с обострением хронического заболевания, то большого вреда для здоровья она не несет. Людей больше раздражает искажение запахов, смена привычек, отсутствие адекватного протокола лечения и прогноза. От этого всего перегружается психика, обостряются страхи и тревоги.
И мы сейчас рассмотрим паросмию, как шок для нашей нервной системы. Ведь так это и есть.
Понятно, что у людей столкнувшихся с данной проблеммой значительно ухудшается настроение и общее психическое состояние. Но у всех на разный срок и с разной интенсивностью. И симптоматика проявляется у всех очень индивидуально.
Я заметила следующие закономерности:
1. женщин страдающих паросмией в несколько раз больше чем мужчин;
2. в большинстве случаев поражает она женщин с особыми генетическими особенностями работы нервной и эндокринной систем (а вирус как раз и воздействует на нее), склонных к мегреням, гормональным сбоям, тревожности, невротическим расстройствам, депрессиям и т.п.
3. чем дольше и активнее человек сопротивляется симптому (нервничает, злится, ссорится с окружающими) тем больше он мешает процессу востановления своей же нервной системы, а следовательно и восстановлению обоняния.
Успех в лечении паросмии очень зависит от психиологического состояния человека. Усугубляет проявления тревога, нарушения сна, депрессия и ипохондрические расстройства.
Работа обонятельного анализатора тесно связана с работой центров вегетативной нервной системы, поэтому любые имеющиеся дисфункции психоэмоционального плана нарушениют работу обонятельного тракта, в том числе в рамках развития синдромокомплекса постковидных расстройств.
Исходя из вышесказанного, понятно, что психотерапия даже очень будет кстати.
Будем работать с тревожностью: обращать внимание на чувства, осознавать ощущения и наблюдать за мыслями.
Станет гораздо легче.
Знакомьтесь с моей статьей по этой теме:
Постковидный синдром. Лонгковид.
С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психогенетик, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram)
skype tanaylova3
Опубликовано 7 января 2022, 762 просмотра