Был я как-то недавно в знаменитом бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. И обратил там внимание вот на такой экспонат диковинный.
Совершенно неясный немецкий танк времен второй мировой войны, почему-то в форме шара исполненный.
История эта танка довольно загадочна. Как и истинное его предназначение. Все что об этом танке точно известно, так это то, что ничего неизвестно )
Согласно официальной версии, непонятный танк нашли советские в августе 1945-го года, освобождая от японских оккупантов Манчжурию и северный Китай. Якобы немцы умудрились союзникам своим в Японию это чудо-юдо как-то передать. по
Танк считается одной из самых необычных боевых машин в мире. Ибо имеет шарообразную форму. Откуда и пошло его немецкое название - Кугельпанцер ("Шаротанк").
Высота шаротанка - полтора метра, длина - около 1,7 метра. Внутри имеется тесное место для одного человека - водителя, что сидит на специальном табурете. У попадающего в танк через большой люк сзади стрелка-мехвода имеется узкая щель на уровне глаз. И собственная радиостанция.
Защищен Кугельпанцер тонкой противопульной броней всего в 5 мм. Весит около 2 тонн. Передвигается с помощью вращения двух больших полушарий, что приводит в движение 25-сильный мотоциклетный мотор.
Вперед танк едет с медленнейшей скоростью всего в 8 километров в час. Постоянно рискуя завалиться на бок - устойчивость помогает сохранить лишь маленькое колесико на кронштейне сзади.
В трофейном танке не имеется вооружения. Однако не исключено, что колобок мог быть оборудован знаменитой «циркуляркой Гитлера» - мощным пулеметом MG-42. Имеется заваренная амбразура для стрельбы скорее всего именно из этого оружия.
Никакой документации по Кугельпанцеру не сохранилось.
По одной версии, танк произвели в единственном экземпляре на заводе Круппа еще до начала второй мировой. И уже затем передали японцам.
По другой, танк каким-то образом (подводной лодкой) немцы перевезли в Японию уже в 1944-1945 гг. На это может указывать крайне плохое исполнение Кугельпанцера - например, крайне некачественные сварные швы, коими грешила умиравшая промышленность Третьего рейха в конце второй мировой.
Зачем нужен был Шаротанк?
Не исключаю, что японцы из этого «колобка» хотели изготовить собственную боевую машину-камикадзе. Начинить взрывчаткой, посадить за рычаги смертника. Такой вот обитаемое ядро для диверсанта.
Сторонники тайных заговоров, кстати, утверждают, что Шаротанк гитлеровцы скопировали у неких инопланетян. И изготовили специально для войны в Антарктиде или даже на Луне - чтоб передвигался там по льду и лунным поверхностям :)
В самой Кубинке местные спецы придерживаются впрочем, более здравых версий. Например, что Кугельпанцер это или что-то типа мобильного пулеметного гнезда. Впрочем, с такой тонкой броней Шаротанк даже противотанковое ружье играючи остановит.
- Возможно, что Шаротанку требовалось лишь до места X быстро доехать, где б его быстро закопали и замаскировали. И на тебе готовый ДОТ с припасами, электричеством да надежной радиосвязью!
Или же пред нами - подвижный пункт артиллерийского наблюдения, что должен быть корректировать огонь немецких батарей, расположившись под вражеским обстрелом в опасной зоне. Правда, для подобной задачи у Шаротанка слишком скуден обзор - много ли там через замочную скважину впереди понаблюдаешь-то...
Собственные шаротанки, кстати, и у нас в СССР в начале войны проектировали. Например, знаменитый СиГ. Мол, больше проходимости: танк может и изрытый взрывами лунный пейзаж поля битва преодолеть и даже реку переплыть. Да и пули рикошетят от круглых бортов.
Да и сами немцы еще в первую мировую вот такие вот Treffas-Wagen (трефовые тузы) круглые в металле воплощали.
Так что не исключаю, что немецкий Шаротанк это тоже некий экспериментальный образец, что гитлеровцы хотели в кооперации со своими японскими подельниками доработать. В рамках обмена технологиями, так скажем.
Впрочем, есть и версия, что все же Кугельпанцер вовсе не в Китае наши солдаты обнаружили, а на знаменитом гитлеровском полигоне Куммерсдорф в самой Германии.
Возможно, на этой крайне топорно изготовленной железяке фюреру демонстрировали концепцию, например, тех же высококолесных вездеходов-тягачей инженера Эрхарда Лаустера. Для эвакуации подбитой боевой техники из-под вражеского обстрела.
Или же на этой штуке немецкие связисты катушки с кабелями возить под огнем должны были.
***
В общем, странный Шаротанк еще ждет своей разгадки... Ну сумрачный Тевтонский гений, ну дает!