Расцвет после войны: как СССР пробил политическую блокаду с помощью кино

Так называемая эпоха «Малокартинья» осталась в общепринятой истории отечественного кино не только недостаточно понятой, увиденной крайне односторонне, но еще и самой оклеветанной.

Вышла новая книга Валерия Фомина «НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945 -1953 гг. Документы и свидетельства» (М.: Издательство «Канон+. 790 с. с илл.) - о великом уроке преодоления.

Кадр фильма Адмирал Ушаков
Кадр фильма Адмирал Ушаков

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю советского кино как эпоха «малокартинья»: Это было трагическое время. Страна лежала в развалинах. Но даже и в этих немыслимо трудных условиях наше кино не просто выжило, но и сумело создать целый ряд замечательных фильмов, ставших классикой отечественного киноискусства.

Кадр фильма Садко
Кадр фильма Садко

В годы суровых жизненных условий и запредельного напряжения сил наше кино сумело оказать нашему народу мощную духовную и нравственную поддержку. И даже в условиях «железного занавеса», сумело прорвать политическую блокаду и было достаточно широко представлено на экранах самых разных зарубежных стран. Наши фильмы продолжали нести миру правду о подвиге нашего народа, его истории и культуре.

Валерий Иванович Фомин
Валерий Иванович Фомин

Автор книги собирал материалы к этой книге и работал над ней более 20 лет. В результате пришел к выводу, что так называемая эпоха «Малокартинья» осталась в общепринятой истории отечественного кино не только недостаточно понятой, увиденной крайне односторонне, но еще и самой оклеветанной. Послевоенные годы стали для нашего кино, действительно труднейшим, даже трагическим испытанием. Но даже под слоем пепла оно сохранило огонь творчества и энергии своего развития. сумело вырастить поколение кинематографистов, которое уже в годы оттепели выведут наше кино на позиции лидера мирового кино. 

Так называемая эпоха «Малокартинья» осталась в общепринятой истории отечественного кино не только недостаточно понятой, увиденной крайне односторонне, но еще и самой оклеветанной.-4

 Основу книги составляют реальные документы — директивы, приказы, стенограммы заседаний Министерства кинематографии СССР и других партийных и государственных инстанций.

Так называемая эпоха «Малокартинья» осталась в общепринятой истории отечественного кино не только недостаточно понятой, увиденной крайне односторонне, но еще и самой оклеветанной.-5

Большой массив официальных документов дополняют живые, эмоциональные воспоминания, письма, дневниковые записи ведущих мастеров советского кино той поры. Все это придает строгому научному документальному исследованию живость и эмоциональность.

Наш рассказ — о великом уроке преодоления в самых трагических обстоятельствах.

кадр фильма Белый клык
кадр фильма Белый клык

На страницах этой книги, пожалуй, не заснешь…

С разрешения автора и издательства наш журнал начинает цикл публикаций фрагментов этого документального исследования. 

А что вы думаете о возможностях кино и как оцениваете наследие советского экрана 1940-50-х гг.

Не забудьте подписаться на наш канал и познакомиться с другими публикациями о советском кино