Император Николай II считается далеко не самым популярным российским правителем. При этом своими не слишком высокими рейтингами среди подданных этот царь был обязан, в том числе и своей супруге — Александре Федоровне. Последняя русская императрица часто болела, была слишком строгой с окружающими и предпочитала вести затворническую жизнь.
Склонная к мистике императрица
По воспоминаниям современников, из-за необщительности Александры Федоровны во времена правления Николая II в России, по сути, даже совершенно прекратилась любая светская жизнь. Императрица не любила балов и приемов, чувствовала себя на них неважно, а потому практически никогда их не проводила.
Ко всему прочему Александра Федоровна оказалась еще и очень склонным к мистике человеком. Появление во дворце Распутина стало причиной еще большего недовольства подданных императорской четой и окончательно подорвало доверие к Александре Федоровне и ее царственному супругу.
Родственники Романовы даже организовали своего рода фронду против императора и императрицы. В среде высокородных дворян же распространялось мнение о том, что у Александры Федоровны пошатнулось психическое здоровье.
Замкнутая жизнь
Присутствие во дворце Распутина стало одной из многих причин грянувшей в России революции. Между тем, общественность могла и вовсе никогда не узнать о любимом царицей старце. Известно, что в последние годы правления Николая II царская семья жила очень замкнуто.
О том, что происходит в Александровском дворце, где с 1904 г. проживало императорское семейство, плохо знали даже самые близкие родственники, не говоря уже об обычных дворянах и простом народе.
Возможно, история со старцем, лечившим цесаревича, и щедро раздававшем советы императорской семье, никогда и не всплыла бы наружу. Но в 1922 г. произошло событие, ставшее поводом к раскручиванию настоящей артираспутинской кампании в прессе. При этом центральным действующим лицом этого скандала стала императорская няня — Софья Ивановна Тютчева.
Няня для дочери
Когда императрица Александра Федоровна выходила замуж за Николая II, все, конечно же, надеялись, что вскоре она подарит супругу наследника. Однако в последующем молодая императрица разочаровала подданных.
В плане рождения сына царице долгое время не везло. Как известно, прежде чем на свет появился цесаревич Алексей, Александра Федоровна родила Николаю четырех дочерей.
Когда в семье появилась первая дочь — Ольга, царственные родители, конечно же, сразу озаботились наймом для нее нянь и бонн. В середине декабря 1895 г, когда маленькой великой княжне исполнился всего месяц, во дворец прибыла няня-англичанка мисс Орчи. Этой женщине дали в подчинение несколько русских нянь и она стала главной няней в царском дворце.
Властолюбивая няня Орчи
Случайным выбор императорской четой мисс Орчи не был. Императрица пригласила эта няню лично. Александра Федоровна была очень хорошо знакома с мисс Орчи. Много лет назад эта англичанка была няней самой принцессы Аликс.
В 1870-е мисс Орчи прислала в Дармштадт английская королева Виктория. Виктория, как известно, приходилась Александре Федоровне родной бабушкой по материнской линии. Воспитанию внучек королева придавала большое значение, а потому лично позаботилась о выборе няни для новорожденной Алисы, будущей российской императрицы.
Мисс Орчи, таким образом, была более, чем заслуженной няней. Однако надолго в резиденции российского императора она в последующем не задержалась. Причиной ее увольнения, которое произошло через 1.5 года после ее прибытия в Петербург, стал ее слишком уж властолюбивый характер.
Александра Федоровна, как известно, очень любила своих детей, а потому хотела воспитывать их сама. Мисс Орчи же такое желание однако казалось чем-то из ряда вон выходящим. Ведь самостоятельно воспитывать детей в те времена было не принято даже у обычных дворянок-помещиц, не говоря уже об императрицах.
Попытки мисс Орчи перевести воспитание великой княжны в более традиционное русло в конечном итоге вывели Александру Федоровну из себя. Весной 1896 г. няня была уволена и отправилась обратно к себе в Англию.
Этот показательный случай стал уроком для всех императорских нянь в дальнейшем. В последующем перечить императрице в плане воспитания ее детей долгое время больше никто не решался.
Временная няня "с длиннейшим носом"
Через 2 дня после отъезда мисс Орчи в императорском дворце появилась еще одна няня. На этот раз Александра Федоровна также наняла англичанку, которую ей посоветовала ее родная сестра — великая княгиня Елизавета Федоровна.
Эту англичанку царская семья взяла на время — до тех пор, пока Ольге не будет найдена новая постоянная няня. Император Николай II так отметил это событие в своем дневнике:
Со вчерашнего дня при ней (при великой княжне Ольге) состоит новая няня – сестра Ксениной, с длиннейшим носом, взятая напрокат, пока не отыщется другая. Mrs. Coster
Проштрафившаяся англичанка Эггер
Проработала новая няня в императорской семье однако достаточно долго. Постоянную няню Александра Федоровна нашла только в 1898 г, когда в семье уже появилась вторая великая княжна — Татьяна Николаевна.
Эта няня, которую звали мисс Эггер также была выписана из Англии и проработала в семье Николая II в последующем целых 6 лет. Особых конфликтов у нее с Александрой Федоровной не возникало.
Женщиной мисс Эггер была покладистой и доброжелательной. К своим обязанностям она относилась ответственно и проштрафилась перед императрицей лишь однажды. Увлекшись разговорами о политике, мисс Эггер не уследила за великой княжной Марией.
Во время приема водных процедур маленькая Мария выбралась из ванной и пошла разгуливать без одежды по коридорам дворца. В таком виде — мокрую и замерзшую, ее и обнаружила сестра Николая II, великая княжна Ольга Александровна.
Возможно, причиной увольнения мисс Эггер, стал именно этот случай. Но, скорее всего, дело было вовсе не в этом ее единственном просчете. В любом случае, вернувшись в Англию, мисс Эггер написала мемуары, в которых отзывалась о российской императорской семье очень доброжелательно.
Старая дева Мэричка
Скорее всего, сменила няню императорская семья в 1904 г, из-за рождения цесаревича Алексея. Царственные родители решили воспитывать наследника исключительно в русских традициях. Возможно, именно поэтому англичанку Эггер отправили домой в Англию, а вместо нее главной няней сделали Марию Вишнякову.
Мария Вишнякова или Мэричка, как ее звали в царской семье, происходила, по всей видимости, из очень бедной семьи. В любом случае с малых лет она жила в Петербургском воспитательном доме, где и прошла курсы нянь.
Новая няня была женщиной достаточно привередливой. Но на ее счастье конфликтовала она иногда не с императрицей, а с великими княжнами. Царские дочери считали Марию женщиной, «с которой не всегда бывает легко». И действительно будучи старой девой, Мэричка любила изводить окружающих мелкими придирками. Тем не менее, работала Вишнякова старшей няней в царском дворце до тех пор, пока цесаревичу Алексею не исполнилось 9 лет.
Причиной ее увольнения, как и самой первой няни — мисс Орчи, стало недовольство ей Александры Федоровны. Конфликт у Мэрички с императрицей случился из-за Распутина.
Случай в бане
Распутин появился в царском дворце, как известно, примерно в 1905 году. По воспоминаниям современников, поначалу, по примеру царя и царицы, Мария относилась к старцу вполне лояльно. Но в 1912 г. она неожиданно нажаловалась на Распутина Александре Федоровне. По словам Марии, Распутин заманил ее в баню, где пытался соблазнить. Вишнякова умоляла императрицу избавиться от старца и защитить великих княжон и цесаревича от его пагубного влияния.
Однако Александра Федоровна не поверила Мэричке. Императрица вообще терпеть не могла когда кто-либо отзывался о Распутине плохо. Жалобы няни поэтому лишь спровоцировали царицу искать Вишняковой замену. Для начала Александра Федоровна объявила Марию нервнобольной. После этого она отстранила няню от детей и отправила ее лечиться на Кавказ.
После возвращения Мария еще некоторое время работала няней. Через некоторое время ее уволили, назначив ей хорошую пенсию и закрепив за ней пожизненное пользование квартиру в Зимнем дворце. Формально поводом для увольнения няни стал возраст подросшего цесаревича Алексея, которому исполнилось уже 9 лет. Вместо няни наследнику наняли дядьку.
Решительная няня Софья
Мария Вишнякова была женщиной, хотя и придирчивой, но достаточно мягкой. Скандал, связанный с ней и с Распутиным, царской семье удалось более менее замять. Но примерно в это же время в императорском дворце случилась еще одна неприятная история, связанная со старцем.
Мария Вишнякова занималась в императорской резиденции в основном цесаревичем. За великими княжнами же следила другая няня - Софья Ивановна Тютчева. В отличие от Мэрички, Софья Тютчева, как и многие другие представители ее рода, обладала очень твердым и при этом прямым и решительным характером.
Оказавшись при дворе в качестве императорской няни, Софья Ивановна была неприятно поражена тем, как Распутин позволяет вести себя с царскими дочерьми. Развязность и вседозволенность старца в конечном итоге стало причиной ее конфликта с Александрой Федоровной.
Тютчева совершенно не желала понимать, как простой мужик может свободно и в любое время входить в комнаты взрослых великих княжон. Как позднее рассказывала Софья, старец даже позволял себе садиться на кровати девочек или класть на покрывала шляпу.
Несколько раз Софья, как и Мария, пыталась убедить Александру Федоровну оградить царских дочерей от Распутина. Но, как и Вишнякова, добиться чего-либо от царицы она так и не смогла. Александра Федоровна, посчитала поведение старца совершенно нормальным и выразила недовольство вмешательством Софьи в ее семейные дела.
Увольнение и скандал
Отчаявшись уговорить Александру Федоровну отдалить Распутина от княжон, решительная Софья отправилась с этим вопросом к самому императору. Выслушав няньку, Николай II полностью с ней согласился. Когда Софья уходила от него, он пообещал поговорить о Распутине и княжнах с женой.
Однако после разговора с Александрой Федоровной, Николай, как это часто водилось за ним, тут же переменил свою точку зрения. Никаких мер в отношении Распутина в последующем принято так и не было. Вместо этого императорское семейство уволило саму Софью.
Молчать, в отличие от Марии, Софья в последующем не стала. Получив компромат из ее «первых рук», петербургские гостиные буквально закипели от возмущения. В прессе же развернулась настоящая кампания против императорского старца.
Несмотря на разразившийся скандал, Александра Федоровна однако продолжила защищать Распутина. Императрица искренне верила в то, что он способен исцелить цесаревича Алексея от гемофилии. Другом царской семьи старец в последующем оставался еще целых 4 года. В 1916 г. он погиб от рук заговорщиков. Заманив Распутина во дворец Юсуповых, заговорщики под руководством Феликса Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича, расправились с ним.