В первое воскресенье Великого поста мы празднуем восстановление святых икон. Празднует Церковь. Празднует Православие. Празднует род человеческий, поскольку все мы созданы по образу (иконе) Божию. Церковь исповедует по-разному. Она исповедует веру словами, делами и символами. Телом, душой и духом. А также через святые иконы. В этот день мы чествуем всех тех богоносных отцов, которые своей кровью, своими знаниями, своей мудростью и своими трудами исповедовали Православие и богословие икон. Учение Церкви об иконах - одна из важнейших глав патристического богословия.
Икона - это выражение Предания Церкви, равное письменному и устному преданию. Иконы, украшающие церковь, - это не просто декоративные элементы, не просто религиозная живопись, это знаки встречи неба и земли, в зримой форме выражающие ощущение неба на земле.
Наше приложение:
Если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что первое указание на понятие иконы в христианстве встречается в книге Бытия [1]. Святитель Григорий Богослов связывает сотворение мира с существованием икон [2]. Другой момент Ветхого Завета, свидетельствующий о главном аргументе в пользу икон, связан с повелением Бога изобразить херувимов в скинии Свидетелей [3]. Согласно духу Ветхого Завета, Царство Божие - это присутствие Бога и раскрытие Его замысла. Оно имеет исторический характер, поскольку совершается во времени и пространстве, через Его народ Израиль и после Его первого явления Аврааму.
В Новом Завете важность образа подчеркивается отношениями между Отцом и Сыном, о которых говорится в Евангелии от Иоанна: Видевшие меня видели отца [4]. Это обозначает внутреннюю связь между Отцом и Сыном, а также подтверждает воплощение божественного Слова. Большое количество образов и символов представлено также в Новом Завете через притчи Христа, а также есть свидетельства в трудах Отцов Церкви. Взаимосвязь христологии и богословия иконы проявляется в Новом Завете, где Христос назван образом Божиим, особенно в части воплощения Сына и Слова Божия.
В патристической традиции термин образ или икона используется в тринитологии для того, чтобы подчеркнуть как природное тождество, так и ипостасное различие между архетипом, Отцом, и Сыном и Святым Духом. Последние могут быть изображены в образах.
Изображение воплотившегося Слова Божия относится к Его человечеству, а не к Его божественности. Слово стало нищим, голодным и жаждущим во плоти: это атрибуты человеческой природы, через которые Его можно описать. Что касается божественности, то Он (божественное Слово) прост и не поддается описанию [7]. Кто может создать копию Бога, который невидим, бестелесен, неописуем и бесформен? Изображать же Божественное - верх заблуждения и нечестия [8].
На существование икон ссылаются многие отцы Церкви, в том числе святитель Григорий Богослов в 4-м обличительном сочинении против императора Юлиана [9], святитель Григорий Нисский в своем сочинении о божественности Сына [10]. Следует подчеркнуть, что основной темой в этих текстах является образ, в центре внимания которого находится существование человеческой личности и то, как она изображается в Святой Троице [11].
В книге О Святом Духе Василия Великого впервые упоминается фраза честь, воздаваемая образу, переходит на оригинал, который является одним из основных источников в богословии и к которому церковная традиция применяет термин икона. Василий говорит, что предание Церкви о святых иконах является апостольским. Иконы в церквях были еще до Константина Великого, и эта практика восходит к апостольским временам. Эта традиция подтверждается архитектурными находками, относящимися к самым ранним послеапостольским годам, на которых изображена личность Христа. Изображения были неотъемлемой частью церковной жизни, о чем свидетельствуют древние храмы и труды святых отцов. В 692 году Синод Квинксиста поддержал эту традицию каноном 82, который запрещал изображать Христа в виде агнца на кресте и настаивал на том, чтобы он был изображен в человеческом облике\n Примечания
[1] Быт. 1, 26, 27 Тогда сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И создал Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.
[2] Об образе и подобии Бога, PG, 44, 1328AC.
[3] Исход 25, 18-22 и 26,1.
[4] Иоанн 14, 9].
[5] 2 Кор. 4, 4.
[6] Кирилл Александрийский, Об Иоанне, 2, 8 PG 73, 360CD.
[7] Феодор Студит, Тропарь, ода 7, канон для православия.
[8] Иоанн Дамаскин, Об иконах, глава 16, PG 94, 1169 C.
[9] ΕΠΕ, vol.5, pp. 138-139.
[10] ΕΠΕ, т. 10, с. 58-61.
[11] О формировании человечества, PG 3154, PG 44 124D-256.
[12] На некоторых изображениях чтимых икон выгравирован агнец, на которого Предтеча указывает пальцем, что понимается как прообраз благодати, напоминающий нашего истинного Агнца, Христа Бога нашего, через Закон. Поэтому, принимая древние типы и тени как символы истины и образцы, данные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину как исполнение Закона. Поэтому, чтобы совершенное было представлено взору всех, по крайней мере, в цветном выражении, мы постановляем, чтобы образ Агнца, берущего на себя грех мира, Христа Бога нашего, отныне изображался на иконах в человеческом облике, вместо древнего агнца, чтобы все могли понять через него высоту смирения Слова Божия и иметь в виду Его действия во плоти, Его страдания и спасительную смерть и Его искупление, совершенное для всего мира.