Найти тему
Эпос Клио

8 мифов, которые уже развенчали историки, но многие продолжают в них верить

Оглавление

В эпоху интернета и соцсетей любая небылица может стать популярной. Люди жаждут интересных историй и порой репостят не только проверенные факты, но и выдуманные заблуждения. Настало время развеять несколько мифов, активно муссирующихся в сети!

300 спартанцев остановили армию Ксеркса

Фермопильское сражение — значимое и героическое событие в истории Древней Греции. Но факт о том, что отряд из 300 спартанских воинов смог сдержать натиск многотысячной персидской армии — банальное преувеличение. По мнению авторитетных историков, изначально ряды спартанцев разделяли от 4 до 6 тысяч греческих воинов из Фив и Феспий.

Коллективный подвиг действительно стал легендой и вдохновлял многие поколения. Но одни только спартанцы против персов — это сюжет для эффектной «голливудской» экранизации, а не исторический факт.

Машина для группового бритья

В лабиринтах всемирной паутины можно наткнуться на занятную иллюстрацию, на которой цирюльник при помощи причудливого устройства одновременно обслуживает целую толпу клиентов. Изображение сопровождается легендой: «В XIX веке была создана машина для коллективного бритья. Жаль, что она слепо копировала движения брадобрея и не подстраивалась под особенности лица каждого клиента».

Эрик Сайкс демонстрирует «машину для массового бритья». Фотография Кена Ховарда.
Эрик Сайкс демонстрирует «машину для массового бритья». Фотография Кена Ховарда.

Однако на самом деле — это кадр из малоизвестного телесериала 1960-х годов «Мозговые волны». А загадочный аппарат — бутафорский реквизит, не предназначенный для реального бритья. Таким образом, этот «исторический факт» является не более чем шуткой, достойной хорошей комедии.

Викинги носили рогатые шлемы

Грозный викинг в рогатом шлеме — один из самых устойчивых образов в «голливудских» кинолентах. Но археологи не находят подтверждений того, что боевые шлемы викингов имели рога или крылья. Причина логична — в бою такие «украшения» только создавали бы проблемы владельцу шлема.

-3

Да, археологи обнаружили «рогатые» головные уборы с символами богов-громовержцев. Но они не являлись частью обмундирования воинов, а использовались жрецами во время ритуальных церемоний.

В 1618 году чешские дворяне взбунтовались против власти Габсбургов, ворвались в Пражский град и «попросили выйти» императорских наместников из окна, используя «дефенестрацию». Этот акт неповиновения мог стать искрой для Тридцатилетней войны. Но есть интересное продолжение: чиновники выжили, так как упали... в навозную кучу!

Фрагмент картины «Пражская дефенестрация», Вацлав Брожик, 1890 год.
Фрагмент картины «Пражская дефенестрация», Вацлав Брожик, 1890 год.

Историки также ставят этот факт под сомнение. Никаких свидетельств о волшебной куче навоза не осталось! Физика подсказывает, что даже мягкое приземление с высоты чревато увечьями. Однако пражская дефенестрация осталась в народной памяти в этой эпичной версии.

Вместе веселее!

Другое известное заблуждение: главный зал в замке предназначался исключительно для пиршеств и гуляний. Мол, там собирались лорды, вассалы и гости, чтобы потанцевать, позабавиться с шутами и оттянуться на славу. Однако в реальности регулярных пиршеств не было — слишком дорого! Главный зал служил общежитием для солдат и челяди. В ранних крепостях не имелось казарм, так что вояки и слуги спали на скамьях в холле.

-5

Случалось, что там же устраивалась и господская спальня — за ширмой или занавеской. Понятия личного пространства в Средние века практически не существовало. Да что там, в главном зале даже присутствовал туалет в углу!

Война из-за ведра

Эта эпическая байка про то, как в 1325 году армии двух итальянских городов-государств, Болоньи и Модены, сошлись в масштабном сражении. И всё из-за дубового ведра, которое моденцы украли у болонцев из колодца на главной площади! Звучит, прямо сказать, потрясающе. Вот уж воистину: с гордыни да жадности каких только войн не случалось на свете. Представляете, из-за такой ерунды шлют тысячи бравых рыцарей и пехотинцев на гибель?

Фрагмент картины «Похищенное ведро», Луиджи Манзини, XVIII век.
Фрагмент картины «Похищенное ведро», Луиджи Манзини, XVIII век.

На самом деле это была лишь одна из многочисленных стычек в долгой борьбе между гвельфами, сторонниками Папы Римского, и их противниками — гибеллинами. Ведро же моденцы прихватили у болонцев уже после победы, как трофей. Так что война шла ради власти, а не за сельхоз инвентарь.

Видимо какой-то краснобай из Модены решил приукрасить события, чтобы подогреть интерес публики к затянувшейся распре.

Фараон Менес — первый аллергик

Многие встречали в интернете такую историю: один из древнеегипетских правителей стал первым в истории мира аллергиком. Якобы фараон Менес из первой династии Древнего Египта скончался после приступа, вызванного укусом осы. И это было первым задокументированным случаем аллергии.

Однако на деле вся эта история — газетная «утка». В конце XIX века один чудаковатый профессор-любитель взялся переводить труды древнего историка Манефона. И в одном месте учёный перепутал иероглиф, обозначающий осу с иероглифом бегемота!

-7

Как известно, охота на этих «речных великанов» была одним из любимых развлечений фараонов. Только вот для правителей подобные сафари не всегда заканчивались благополучно. Так что если у несчастного Менеса и случилось удушье, то скорее от клубов пыли развороченного бегемотом тростника, чем от осиного жала!

Екатерина II «полюбила» коня

Нелепый миф звучит как нечто из разряда «ужасов нашего городка». Однако именно он когда-то поразил воображение современников. Мол, сначала великая российская императрица Екатерина II согрешила, а потом была растоптана разъяренным животным. Есть версия, что эту байку сочинил польский «историк» Казимир Валишевский. В реальности обстоятельства кончины Екатерины II были куда более прозаичными. Она ушла от продолжительной хвори в окружении придворных и родных.

-8

При дворе о личной жизни любого правителя распускают слухи и сплетни. Как водится, все эти домыслы со временем обрастают новыми подробностями, раздуваясь до масштабов «городской легенды». Деликатные детали придают байкам ту самую «остринку», без которой фейк не запомнится.

———
С вами был «
Эпос Клио».