Найти в Дзене

«Цирк»: полёт в стратосферу, режиссер-акробат и муляжи зрителей

Оглавление

В мае 1936 года в прокат вышел фильм «Цирк», ставший классикой советского кинематографа. 23 мая его показывали в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького, 20 000 билетов на премьеру раскупили за один день, а 25-го – в кинотеатре «Ударник». За первый месяц его посмотрели более 5 миллионов человек в Москве и Ленинграде! «Песня о родине» Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского («Широка страна моя родная»), которую утвердили с 37 раза, вполне могла стать гимном Советского Союза, а «Выходной марш», стал неофициальным цирковым гимном в нашей стране. Фильм удостоили гран-при на Международной выставке в Париже в 1937 году, а в 2011-ом он был представлен публике в цвете.

Постер к фильму «Цирк». Иллюстрация отсюда: https://images.kinorium.com
Постер к фильму «Цирк». Иллюстрация отсюда: https://images.kinorium.com

Светлое будущее наяву

«Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», – в эти слова из заглавной песни одной из самых знаковых отечественных кинокомедий сложно не поверить, по крайней мере, пока вы продолжаете ее смотреть. По сюжету в СССР на гастроли вместе со своим покровителем и создателем номера «Полет на Луну» приезжает американская цирковая звезда Мерион Диксон.

Она скрывает от руководства московского цирка своего маленького темнокожего сына, рожденного вне брака. Высокоморальным поступком в общем понимании такой пункт в биографии назвать сложно, и особенно он на руку ее немецкому компаньону, спасшему артистку от позора в момент бегства с ребенком из США , Францу фон Кнейшицу. Он по уши в нее влюблён и жестко манипулирует Мерион, пытаясь удержать возле себя.

Но, как говорится, «наши побеждают»! Мерион встречает новую любовь, режиссера и артиста Ивана Мартынова, козни нехорошего империалиста проваливаются. Более того, оказывается, что советскому народу чуждо ханжество, прелестный негритенок никого не смущает и все готовы его приголубить и спасти от злобного фон Кнейшица. Как говорит директор цирка: «В нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье сколько хотите: черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!».

Постер к фильму «Цирк». Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/
Постер к фильму «Цирк». Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/

Когда в конце фильма главные герои, все в белом и маршируя на параде вместе с дружным советским народом, поют о нашей чудесной, великодушной родине, хочется вместе с ними пойти в прекрасное светлое будущее.

Кадр из фильма «Цирк». Иллюстрация: https://ic.pics.livejournal.com
Кадр из фильма «Цирк». Иллюстрация: https://ic.pics.livejournal.com

Интересно, что у пьесы Ильи Ильфа, Евгения Петрова и их соавтора Валентина Катаева «Под куполом цирка», впервые показанной в 1934 году в Московском мюзик-холле, была совершенно другая идея. Ильф и Петров не боролись с американским расизмом, а высмеивали членов РАПП (Российской Ассоциации Пролетарских Писателей), которые требовали от цирковых номеров сдержанности и скромности. По их задумке в одной из газет появлялось требование ввести в цирковой балет пожилых тружениц, а не полураздетых девиц, и бороться с «буржуазными конечностями и выпуклостями».

Илья Ильф и Евгений Петров. Фото отсюда: https://carposting.ru/
Илья Ильф и Евгений Петров. Фото отсюда: https://carposting.ru/

В итоге со сценарием фильма Ильф и Петров не согласились, и их имена в титрах не появились. Но не переживайте - несмотря на это, деньги за свою работу они получили.

Чудеса техники и киномастерства

«Цирк» снимали в основном в павильоне, а выглядит это так, как будто все происходило в настоящем цирке. Возможно, один из секретов достоверности – цирковой опыт режиссера фильма Григория Александрова. В молодости он работал акробатом, ставил номера, а затем ходил по натянутой проволоке, работал на трапеции в Пролеткульте под руководством знаменитого Сергея Эйзенштейна.

В 1930-е годы, действительно, многие были одержимы полетами в стратосферу, США и СССР увлеченно участвовали в «стратосферной гонке». Отсюда и взялась идея номера, поставленного в цирке вместо заграничного. Аттракцион «Полёт на Луну», в котором присутствует пушка, режиссер фильма нашёл в московском парке «Сокольники.

Афиша аттракциона в парке «Сокольники». Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/kinocomedy/
Афиша аттракциона в парке «Сокольники». Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/kinocomedy/

Конечно, главная заслуга в реализации замысла режиссера принадлежит оператору фильма Владимиру Нильсену. Он применил метод комбинированной съемки, который взял на вооружение во время поездки в Америку.

Для съемок были созданы общие планы манежа и фасада большого цирка. Впервые в истории отечественного кино использовались бутафорские муляжи вместо массовки, динамический фон помогал изобразить движения артистов под куполом.

Кадр из фильма "Цирк". Фото отсюда: https://mywaymag.ru/
Кадр из фильма "Цирк". Фото отсюда: https://mywaymag.ru/

Один из самых смешных моментов фильма – это противостояние инженера Скамейкина и цирковых львов (их дрессировал Борис Эдер), к которым по сценарию он попадает в клетку, хлещет букетом по мордам, рычит, и в конце концов обескураженные хищники убегают за кулисы. Конечно, вместе с настоящими львами актеры не снимались – на прозрачный экран проецировалось заранее отснятое видео с ними, использовались модели прутьев и их проекции, чтобы казалось, что артист находится в клетке с животными.

Кадр из фильма «Цирк», Скамейкин на арене со львами. Скрин из фильма
Кадр из фильма «Цирк», Скамейкин на арене со львами. Скрин из фильма

Натурных съемок в фильме мало, и те, что есть - историческое достояние. В тот момент, когда Мэри и Иван Мартынов разучивают песню «Широка страна моя родная», можно увидеть в окне Красную площадь с высоты птичьего полета и еще не демонтированных двуглавых орлов на Историческом музее и Спасской башне Кремля – на момент начала проката их уже заменили на пятиконечные звезды. Вдоль стен музея, через Кремлевский проезд на Манежную еще ходят трамваи, которых после 1935 года уже не было. В киноистории навсегда остался еще не обезглавленный Казанский собор, квартал за собором Василия Блаженного, позже снесенный. Во время рандеву главного отрицательного героя фон Кнейшица и артистки Раечки мы можем наслаждаться чудесным видом на Театральную площадь.

Впервые на экране именно в фильме «Цирк» появляется построенный годом ранее Московский метрополитен – в одной из сцен Скамейкин, вместе с Раечкой успешно оставив фон Кнейшица в дураках, бежит с маленьким Джимми по поднимающемуся эскалатору станции «Охотный ряд».

Скамейкин в метро. Кадр из фильма "Цирк" Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru
Скамейкин в метро. Кадр из фильма "Цирк" Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru

Советская Марлен Дитрих, главный "добрый молодец" СССР и дружба народов

Фильм «Цирк» принес Любови Орловой, исполнившей главную женскую роль, сумасшедший успех. В течение нескольких дней после премьеры ее фигура в образе Мэрион Диксон красовалась на одном из самых высоких зданий столицы на тот момент - колокольне Страстного монастыря (в этом месте сейчас находится кинотеатр «Пушкинский»).

Костюмы для фильма, в том числе роскошные наряды главной героини, создавала Надежда Ламанова – ее называли кутюрье императорской семьи. Накидка из горностая, обтягивающие платья – многим советским женщинам такое могло только сниться.

Кадр из фильма, Любовь Орлова. Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/kinocomedy
Кадр из фильма, Любовь Орлова. Иллюстрация отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/kinocomedy

Часто говорят о том, что Любовь Орлова – это просто копия Марлен Дитрих, которая в свое время снималась в «цирковом» фильме «Голубой ангел». Безусловно, сходство есть, но дело в том, что режиссер фильма «Цирк» и по совместительству муж актрисы Григорий Александров в качестве консультанта участвовал в съемках западной картины. По сути, он создал образ Марлен, а затем повторил свою идею в «Цирке».

Партнером Орловой по фильму стал Сергей Столяров, настоящий русский красавец-богатырь, впоследствии прославившийся многочисленными ролями добрых молодцев в отечественных киносказках («Руслан и Людмила», «Садко», «Василиса Прекрасная»). Часто на улице к нему обращались, как к герою фильма – Мартынов или Петрович.

Именно по образу Сергея Столярова скульптор Вера Мухина создавала мужскую составляющую легендарной пары «Рабочий и Колхозница».

Сергей Столяров в фильме «Цирк».  Фото отсюда: https://kulturologia.ru
Сергей Столяров в фильме «Цирк». Фото отсюда: https://kulturologia.ru

Чтобы сгладить разницу в возрасте между 24-летним Столяровым и Орловой, которой было уже за 30, оператор Владимир Нильсен использовал мягкий объектив и переснял на «заднике» ее крупные планы.

Кинодебют Джеймса Паттерсона, сыгравшего темнокожего незаконнорожденного сына главной героини, не получил продолжения – сын диктора Ллойда Паттерсона и художницы Веры Араловой стал моряком-подводником, а затем литератором, выпустил несколько сборников стихов.

Поэт Джеймс Паттерсон на пушкинском празднике в Захарове, 1979 г. Фото: https://n1s1.hsmedia.ru
Поэт Джеймс Паттерсон на пушкинском празднике в Захарове, 1979 г. Фото: https://n1s1.hsmedia.ru

Любовь Орлова на протяжении всей жизни поддерживала отношения с Джеймсом, он стал для нее по-настоящему родным человеком – актриса навещала его в Риге, где он учился в Нахимовском училище, Паттерсон гостил у супругов на даче во Внуково, когда бывал в Москве. Однажды Любовь Орлова сказала журналистам: «Почему это у меня нет детей? У меня есть мой киносын – Джим».

Острые ощущения и надежное подкрепление

Шансов пощекотать нервы у съемочной группы фильма было предостаточно. Лимит импортной пленки был ограничен, любой перерасход грозил режиссеру Александрову чуть ли не наказанием за уголовное преступление. Зная это, Любовь Орлова во время чечетки «Мэри едет в небеса!» пожертвовала собственным здоровьем и безопасностью. Она танцевала на пушке, подсвечиваемой изнутри прожектором, а когда настал момент элегантно сесть на ее верхнюю площадку, та оказалась настолько раскаленной, что актриса получила серьезные ожоги, но с улыбкой доиграла «героическую» сцену.

Финал танца на пушке. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru
Финал танца на пушке. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru

Оператор Борис Петров, слишком близко подойдя к клетке со львами, чуть не пал их жертвой – один из хищников запустил когти ему в спину и помог только выстрел дрессировщика.

Но специально риску актеров, конечно, никто не подвергал – за Любовь Орлову трюки выполняли профессиональные дублерши. Из пушки вылетала Вера Буслаева, акробатические номера выполняла Александра Воронцова.

Кадр из фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

Помогать актерам пришлось не только в опасных моментах. Например, Сергей Столяров не умел петь, и за него это сделал режиссёр Григорий Александров. Запев и припев этой песни на экране также можно услышать в исполнении певца Даниила Демьянова в сопровождении оркестра под управлением Дунаевского, который исполнил и фортепианные вариации на тему «Песни о родине». Мало кто знает, но она также звучит в фильме американского режиссера Луиса Мальстоуна «Северная звезда» (1943) - ее в качестве советского гимна поют мальчишки в школе.

Кадр из фильма, https://i.cdn01.ru
Кадр из фильма, https://i.cdn01.ru

Блеск и печаль легендарного кино

Красивые, счастливые люди на экране, оптимизм и уверенность в завтрашнем дне – это прекрасная кино-действительность «Цирка». В реальности советское общество стояло на пороге 1937 года, и съемочную группу мрачные страницы нашей истории, к сожалению, не обошли.

Накануне торжественной премьеры был арестован главный оператор «Цирка» Владимир Нильсен и его супруга Пензо, балерина, актриса и гражданка Италии. Был репрессирован и Исаак Бабель, который после отказа Ильфа и Петрова продолжать работу над сценарием, его редактировал и писал тексты сцен.

В начале 1953 года из фильма убрали куплет колыбельной для темнокожего Джимми, который на идише исполнял Соломон Михоэлс, после смерти Сталина его вернули, но сам Михоэлс также погиб под колесами сталинских репрессий в прямом и переносном смысле – его гибель якобы в ДТП была инсценирована сотрудниками МГБ.

Сергея Столярова, не поддержавшего в свое время обвинения против «врагов народа» лишили многочисленных наград, но репрессиям не подвергли – слишком велика была народная любовь в нему и прозрачна биография.

Кадр из фильма «Цирк», колыбельная в исполнении Соломона Михоэлса. фото: https://avatars.dzeninfra.ru/
Кадр из фильма «Цирк», колыбельная в исполнении Соломона Михоэлса. фото: https://avatars.dzeninfra.ru/

Не все артисты, блиставшие в «Цирке», оставили такой же след в истории, как главные герои. «Шурик» Скамейкин, а именно артист МХАТа Александр Комиссаров в кино больше не снимался, а исполнитель роли главного злодея Петр Массальский, также мхатовец, сыграл еще два эпизода в кино.

Александров и Нильсен очень хотели закончить фильм поцелуем главных героев, как это делалось в голливудском кино – цензура не пропустила. Но где наша не пропадала? Поцелуем Григорий Александров начал свой следующий фильм – «Волга-Волга».

Кадр из фильма «Волга-Волга». Фото: https://r4.mt.ru/
Кадр из фильма «Волга-Волга». Фото: https://r4.mt.ru/

Так или иначе, фильм «Цирк» стал знаковым и для российского цирка, и для кинематографа, цитаты из него до сих пор вызывают улыбку и даже молодые люди, краем уха слышавшие песни из фильма, напевают: «Спи, мой бэйби, сладко-сладко…».

Ещё можно почитать: