Найти в Дзене

Цирк будущего: роботы, голограммы и виртуальная реальность

Оглавление

Роботы-акробаты импровизируют под куполом цирка вместе с живыми артистами и меняют сценарий выступления в зависимости от реакции публики – данные о частоте сердечного ритма считываются с носимых устройств. При этом зрители оказываются то в джунглях, то в открытом космосе, то в центре бушующего шторма – обычные чудеса проекционного 3D-маппинга. Надевая AR-очки, вместе с раскачивающимися наверху воздушными гимнастами они видят фантастических неземных существ и могут наблюдать за ними как из зала, так и сидя рядом на канате. Восторг, да и только! И свидетельство тому – бурные аплодисменты, энергия которых используется для освещения и звукового сопровождения циркового шоу. Если это и фантастика, то она постепенно становится реальностью.

Эволюция цирковых инноваций

Все течет, все меняется, и цирк не исключение. Каждый новый скачок происходит вместе с очередными научными достижениями и технологическими прорывами. Сначала цирки вели кочевой образ жизни, потом появились стационарные сооружения, а в XX веке электрическое освещение, звуковые системы и гидравлика сцены позволили создавать невероятно зрелищные, поражающие воображение зрителей представления.

Основанный в 1984 году в Канаде Cirque du Soleil («Цирк Солнца») объединил театр (в том числе, кукольный), танец, пиротехнику и акробатику, начал применять автоматизацию, сложные декорации и оригинальную музыку. Он произвел настоящую революцию в цирковом искусстве.

Так, в шоу «KÁ» вместо сцены с постоянным полом используются две огромные перемещающиеся платформы, а также пять лифтов и платформ меньшего размера, которые перестраиваются друг относительно друга в пространстве. Система сенсорных панелей помогает мультимедийной системе управлять видеопроекциями и менять их в те моменты, когда исполнители касаются ногами сцены.

В этом шоу представлен фирменный номер Cirque du Soleil - "Wheel of Death" ("Колесо смерти"). Огромная вращающаяся конструкция из колес вместе с артистами поднимается на высоту почти 22 метра над сценой. Как говорит технический директор "KÁ" Эрик Уолстэд, «Это самая большая в мире реальная видеоигра ценой 165 млн долларов».

Сцена с обзором 360 градусов для представления «Ka» Cirque Du Soleil. Фото: https://www.cirquedusoleil.com
Сцена с обзором 360 градусов для представления «Ka» Cirque Du Soleil. Фото: https://www.cirquedusoleil.com

Большинство изменений, которые происходят в цирке сейчас, связаны с цифровыми технологиями. Хотя некоторые их них также имеют и этическую сторону – например, отказ от использования в цирке животных.

Голограммы вместо хищников

Пионером в новом виде цирковых шоу, основанных на технологии AR, дополненной реальности, стал немецкий цирк Ronkalli. Животные выступали в цирке с 1976 года, и, хотя запрет на номера с использованием животных действовал в Германии только в нескольких городах, в 2018-м цирк Ronkalli решил от них отказаться, с энтузиазмом взявшись за введение в программу голограмм. И не прогадал! На 11 мощных проектов, которые были установлены в 32-метровом шатре цирка, потратили более €500 тысяч – и в первый же год заработали на голографических шоу в разы больше. Как сказали владельцы цирка, «оно того стоило».

Голографический слон на арене в цирке Ronkalli. Фото: https://medialeaks.ru
Голографический слон на арене в цирке Ronkalli. Фото: https://medialeaks.ru

Примеру немецкого цирка в 2022 году последовал и французский L’Ecocirque, также заменивший всех животных на голограммы. На такое решение повлиял как запрет для передвижных цирков использовать в своих выступлениях животных, принятый во Франции в 2021 году и вступивший в силу в 2023-м, так и желание руководства и артистов создавать совершенно новый цирк, а не заниматься им так, «как это делали наши бабушки и дедушки». Также ускорила процесс пандемия и COVID-19, поставившая в тяжелое положение многих представителей шоу-бизнеса.

«Экоцирк» – именно так переводится его название с французского – во главу угла ставит свою экологичность. Труппа передвигается только на поездах и общественном транспорте, а не на самолетах, весь необходимый дополнительный персонал нанимается на месте, для освещения используются возобновляемые источники энергии, а во время выступления продаются напитки исключительно местного производства в стаканчиках, не содержащих пластика.

Цирк L’Ecocirque, Франция. Фото: https://noi.md
Цирк L’Ecocirque, Франция. Фото: https://noi.md

Законопроект о запрете работы с животными для цирков вносился и в российскую Госдуму, но такая идея вызвала противоречивую реакцию как у зрителей, так и у циркового сообщества. Первые хотят видеть в цирке животных, вторые опасаются потерять зрителей и сборы.

Вкалывают роботы – счастлив человек

Слова из всенародного любимого советского фильма «Приключения Электроника» давно перестали быть фантастикой, и последние достижения робототехники добрались до цирковой арены.

Мы периодически наблюдаем в новостях танцующих роботов, а компания Disney показала волне симпатичного и бодро раскачивающегося на трапеции гуманоидного робота-акробата.

В 2023 году в Рязанском государственном цирке публика рукоплескала новому робототехническому шоу «WOW» с участием 12 полноразмерных роботов модели Promobot V.4. Суперпремьеру готовили семь месяцев: помимо создания самих необычных артистов разрабатывали сложный алгоритм навигации с ультразвуковым позиционированием участников представления. Они не только двигались, танцевали, но и взаимодействовали со зрителями, а затем отправились на гастроли по всей России. Промоботы уже используются как гиды, консьержи, администраторы в 44 странах и, наконец-то, добрались до цирка.

Роботы-животные выступают в американском цирке братьев Рингли, Барнума и Бейли – например, робособака Go1 от компании Unitree Robotics. Она украшена розовым мехом, хвостом на пружине и управляется с помощью специального пульта, хотя отличить ее от настоящей собаки пока не составляет труда.

Цирк 2.0: взгляд в будущее

Новая волна инноваций, которой управляют лидеры циркового искусства, получила специальное название – Цирк 2.0. Это концепция, в которой сформулированы основные тренды в современном цирке:

  • Сотворчество и коллаборация различных видов искусства: музыки, танца, театра, различных визуальных искусств, инженерии и науки
  • Интеграция новых технологий, таких как цифровые медиа, интерактивные устройства и иммерсивная среда
  • Разнообразие цирковых артистов и жанров из разных стран, обогащающих свою цирковую практику культурным опытом друг друга.
  • Мультисенсорная среда, позволяющая зрителям воспринимать происходящее на арене различными способами – через звук, свет, видеопроекции, запахи

Публика не просто смотрит цирковое представление, а становится соавтором происходящего на арене, например, в интерактивной инсталляции «We Live in an Ocean of Air» от Marshmallow Laser Feast's виртуальные растения и животные реагируют на дыхание и частоту пульса людей и в зависимости от этого меняют свое поведение

Цирк 2.0: будущее в сотрудничестве людей и технологий. Фото: https://media.timeout.com
Цирк 2.0: будущее в сотрудничестве людей и технологий. Фото: https://media.timeout.com

Мечты становятся реальностью

То, что когда-то воспринималось как фантастика из любимых книг, претворяется в жизнь. Например, Стругацкие писали о Большом Всепланетном Информатории, а потом появился интернет. И если мы когда-нибудь сможем путешествовать в будущее, наверняка увидим, как чудеса становятся явью.

Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни, и цирк не исключение.

Представьте себе футуристические цирковые костюмы с вплетенными в ткань светодиодными лентами. Они создают фантазийные узоры, меняющиеся в зависимости от движений артистов.

Биологические роботы-животные выступают в цирковых шоу: удавы извиваются на кольцах под куполом, в джигитовке на лошадях скачут наездники-обезьяны, а в гигантском бассейне прыгают блестящие роботы-дельфины. В настоящее время робособаки, кенгуру, насекомые используются для спасения людей, перевозки грузов, работы в космосе. Появление таких животных в цирке – дело времени.

С помощью очков виртуальной реальности вы можете поменять точку, с которой наблюдаете шоу – оказаться рядом с дрессировщиком, стоящим перед львом, на канате или в полете рядом с воздушным гимнастом.

Робот-гепард. Фото: https://kartinki.pics
Робот-гепард. Фото: https://kartinki.pics

Что нам приготовило прекрасное далеко, мы не можем знать, но вполне можем предугадывать.

Если верить Константину Сергеевичу Станиславскому, цирк – это лучшее место на земле, а значит, все лучшие достижения человечества рано или поздно окажутся здесь, чтобы радовать публику новым волшебством и чудесами.