Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Фильтры восприятия 3

Далее надо сказать о том, почему бывают такие случаи, когда казалось бы нейтральное или даже положительное вербальное и невербальное сообщение вызывает у человека негативную реакцию. Это и есть те самые комплексы, негативные установки, неудовлетворенные потребности. Например, исходя из комплекса неполноценности, простой вопрос «как дела?» человек может рассматривать как подвох для того чтобы потом обесценить его ответ. Из-за этого своего комплекса он сразу отвечает на этот вопрос опережающей агрессией. Простой вопрос «чем ты занимаешься?» человек с комплексом неполноценности может воспринимать как контроль и опять же отвечать с повышенной интонацией.

Другой пример, у человека есть негативная установка, что «все люди злые, нельзя быть открытым, нельзя никому доверять». И кто бы человеку чего не говорил, он всегда насторожен, он никогда не поддержит игру, он не поверит искреннему комплименту потому, что не знает как на это реагировать, он не доверяет, осторожничает и старается отгораживаться от людей, которые ведут себя открыто и стремятся, как он думает, сблизиться с ним. Неудовлетворённые потребности, например сексуальные, могут привести к тому, что улыбка вежливости от девушки может показаться парню намёком на секс и он начнет вести себя не совсем адекватно по отношению к ней. Или, например, у человека неудовлетворена потребность в отдыхе, он очень уставший. Когда у него спрашивают «чем ты занимаешься?», он это может воспринять как будто бы на него хотят нагрузить ещё что-то и он отвечает «дайте мне отдохнуть» с повышенной интонацией.

Вот таким образом наши комплексы установки неудовлетворённый потребности могут влиять на интерпретацию сообщений. А после интерпретации идёт соответствующий ответ.

Отдельно следует сказать о таком явлении как неконгруэнтное сообщение. Это когда невербальная часть сообщения не соответствует вербальной. В такой ситуации человек может испытывать замешательство, не понимая как это интерпретировать. А поскольку у нас есть потребность в понимании ситуации, человек в итоге склоняется либо к вербальному либо к невербальному сообщению, чаше к невербальному. Поэтому, когда говорим мы, желательно изъясняться конгруэнтно.

Однако, тут надо сказать и о таком явлении как коммуникативная неуклюжесть. Это когда человек в своем сообщении не может точно и конгруэнтно выразить то, что хочет. Самые развитые в этом плане актеры, их учат управлению своим голосом и выражением лица. Особенно важно это действительно для играния роли, притворства. В повседневной жизни, когда мы искренни, не кривим душой и не притворяемся, то наша речь будет конгруэнтной. Поэтому не конгруэнтное сообщение часто интерпретируют как обман, притворство. Но, довольно часто это происходит в виду коммуникативной неуклюжести, поэтому тренируйтесь говорить сами и не делайте поспешных выводов относительно других.

Подытожим. Прямая коммуникация - экологичная и бесконфликтная коммуникация, это когда человек в общении ориентируется прежде всего на содержание сообщений. Для привнесения в коммуникацию эмоций он симметрично реагирует на положительную невербальную коммуникацию. Если невербальный компонент коммуникации, а тем более вербальный, несут в себе негативный тон, то не следует вести себя агрессивно, а желательно вести себя тактично и вежливо.

Как мы понимаем, в деловой коммуникации в большей степени нужно ориентироваться именно на содержательную, вербальную сторону и минимально ориентироваться на невербальную коммуникацию, то есть прямая коммуникация - это деловая. Невербальная коммуникация призвана раскрасить наше общение, наши отношения и создает почву для возникновения межличностных отношений, в том числе дружбы и любви. Отдельную роль невербальная коммуникация играет в так называемом игровом общении, свидетельствующем о высоком уровне близости между людьми. Говорите конгруэнтно, будьте здоровы и счастливы! Приятного вам общения!

Автор: Кошарный Александр Васильевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru