Прежде чем увидеть первые кадры трилогии «Властелин колец», вы услышите хоровое пение в несколько тревожном гармоничном минорном ключе. Это музыкальная тема лотлорианских эльфов, это тема Галадриэль, которая собирается рассказать нам в прологе историю кольца всевластия.
Затем начинается тема самого кольца, которая проявляется с первым заголовком фильма. Когда пролог заканчивается, повествование с Галадриэль переходит на повествование Бильбо Беггинса, и настроение меняется. Когда Бильбо переносит нас на карту, вступает более лёгкая тема Шира. И, наконец, когда Бильбо перемещает нас в свою хижину, начинается основная тема Братства кольца, и всплывает соответствующий заголовок, закрывающий вступление.
Эти четыре темы называются лейтмотивами, эта оперная техника связывает музыкальные темы с определёнными людьми, событиями или местами, чтобы дополнить или усилить драматическое развитие истории.
Композитором кинотрилогии Властелин колец является канадец Говард Шор. Шор родился 18 октября 1946 года в Торонто и начинал как рок-музыкант, однако с 1980 г. сосредоточился на карьере композитора, в частности, на написании саундреков к кинофильмам.
Говард Шор написал саунтреки ко всем трём фильмам. За саундтреки к «Братству кольца» и «Возвращению короля» композитор получил три премии Оскар, в том числе за лучшую песню Into the West в исполнении Анни Леннокс.
Составив из лучших фрагментов саундрека симфонию «Властелин колец: симфония в 6 отделениях», Говард Шор провёз её с гастролями по всему миру.
В музыке Говарда Шора происходит синтез симфонических традиций с более простой по языку популярной музыкой. Шору удалось наделить все образы Средиземья максимально ёмкими музыкальными характеристиками при несомненной близости их мелодического и гармонического строя.
Для того, чтобы придать Средиземью совершенно особое звучание, Шор использовал самые разнообразные инструменты. Помимо классического оркестра композитор использовал экзотичные и народные инструменты, например, маримбу, мюзет, дульцимер или саронги.
Простые мотивы очень выразительно разделяют эпизоды фильмов и играют с нашими эмоциями. Например, флейты отсылают к уютному и безмятежному Ширу. В королевстве эльфов преобладает хоровое пение. Величественные и духоподъёмные трубные вселяют надежду в битвах.
Если же прислушаться, то можно услышать даже такие инструменты, которые по факту инструментами не являются: наковальню, железные цепи и стальные пластины, по которым бьют молотком.
Говард Шор не только написал музыку, но и сам оркестровал её и был дирижёром оркестра при звукозаписи. Таким образом, композитор создал новую жанровую форму киномузыки – симфоническое фэнтези.
Музыка Говарда Шора к трилогии «Властелин колец» часто описывается как эмоциональная и оперная музыка. И это неудивительно, ведь для неё композитор написал более 80 разных тем. «Я создавал музыку как произведение XIX века, чтобы придать ей исторический вид, ведь Средиземье существовало 5000-6000 лет назад. Музыка должна оттенять эмоциональное ядро этой истории» - говорит Говард Шор.
В трилогии «Властелин колец» Говард Шор дал нам, возможно, самое полное и самое сложное изыскание лейтмотивов в истории кино, а результатом стала музыка, такая же живая, как и мир, который дал нам Джон Толкин.
Если статья понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш телеграмм канал: https://t.me/CarloDonofrio
Приглашаю Вас послушать записи моих выступлений на нашем канале в Дзен: https://dzen.ru/carlosdonofrio