Что делать, если фирменное наименование вашей компании другой субъект зарегистрировал в качестве товарного знака? Отвечает юрист с опорой на разъяснения Верховного Суда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Скорпион» ужалил бывшего владельца. Виной всему – недобросовестная конкуренция
Иногда субъекты бизнеса полагают, что наименование компании никак не защищено с правовой точки зрения и пытаются ослабить позиции конкурента на рынке, зарегистрировав используемое им наименование в качестве своего товарного знака. Между тем согласно ст. 998 ГК фирменное наименование относится к объектам права промышленной собственности, следовательно, на него распространяются все механизмы правовой защиты таких объектов.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию. В 2022 г. кондитерская компания зарегистрировала фирменное наименование «Ласточка». Организация ведет активную хозяйственную деятельность, на своих торговых объектах размещает вывески с фирменным наименованием.
В 2024 г. иной субъект бизнеса, назовем его ООО «2Х», регистрирует на выпускаемую кондитерскую продукцию товарный знак «Ласточка», после чего направляет в адрес ООО «Ласточка» требование изменить фирменное наименование компании. Требование мотивирует тем, что фирменное наименование ООО «Ласточка» тождественно товарному знаку, зарегистрированному для однородной группы товаров, в связи с чем, оставив фирменное наименование в исходном виде, компания нарушит режим правовой охраны товарного знака.
ДОЛЖНО ЛИ ООО «ЛАСТОЧКА» ВЫПОЛНИТЬ ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ?
Как разъясняет судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда (далее – судебная коллегия), и товарный знак, и фирменное наименование являются объектами промышленной собственности и приобретают с момента своей регистрации одинаковую правовую охрану.
Моментом регистрации фирменного наименования является дата включения юридического лица с таким наименованием в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Товарный знак считается зарегистрированным с момента включения его на имя организации или физического лица в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РБ. Такую регистрацию осуществляет патентный орган – Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС).
В Беларуси применяется Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883. Согласно ст. 8 Парижской конвенции фирменное наименование охраняется во всех странах, признающих действие этой конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Кроме того, по национальному законодательству (ст. 1015 ГК) на территории Беларуси действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в РБ в качестве обозначения юридического лица.
Таким образом, в приведенной ситуации под правовую охрану подпадают оба объекта интеллектуальной собственности. Для разрешения коллизии необходимо использовать принцип старшинства регистрации, в силу которого преимущество имеет обладатель прав с более ранней регистрацией. В данном случае – это владелец фирменного наименования.
Следовательно, при условии законного приобретения прав на фирменное наименование претензии обладателя прав на товарный знак, зарегистрированный позднее, не могут быть признаны обоснованными.
Как указывает судебная коллегия, в подобной ситуации обладатель более ранней регистрации вправе подать возражение в Апелляционный совет НЦИС против регистрации товарного знака, осуществленной с нарушением прав на фирменное наименование. Основанием для такого обращения послужит норма подп. 4.3 п. 4 ст. 5 Закона от 05.02.1993 № 2181-ХII «О товарных знаках и знаках обслуживания», согласно которой не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Беларуси фирменным наименованием (отдельными элементами такого наименования), право на которое в РБ возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Больше статей: