Найти тему
Анастасия Богачёва

Компетенция управлять. Часть 2

Продолжаю вчерашнюю тему умения руководителей управлять.

Готовых комплектов моделей компетенций одновременно много и мало. Много потому, что существуют методики их разработки (например, тех же Л. и С. Спенсер), и специалисты каждой компании вполне способны создать собственную модель, учитывающую контекст данной компании. А мало моделей потому, что внутрикорпоративное творчество не застраховано от ошибок, а обобщенных моделей, опробованных и верифицированных экспертами, которые можно взять за образец для конкретного вида деятельности, практически нет.

Среди немногих существующих обобщенных моделей находится работа уже упомянутых Л. и С. Спенсер «Компетенции: модели максимальной эффективности работы». Авторы сформировали и подробно обосновали модели компетенций для различных групп должностей: технические специалисты, продавцы, работники служб социальной и прочей помощи, менеджеры, предприниматели.

К менеджерским позициям разработчики отнесли уровни от линейного супервайзера до директора, а среди отраслей выделили производство, продажи, маркетинг, финансы, управление человеческими ресурсами.

По мнению Л. и С. Спенсер к менеджерским компетенциям относятся:

· Воздействие и оказание влияния

· Ориентация на достижение

· Командная работа и сотрудничество

· Аналитическое мышление

· Инициатива

· Развитие других

· Уверенность в себе

· Директивность/настойчивость

· Поиск информации

· Командное лидерство

· Концептуальное мышление

К Базовым требованиям авторы отнесли Понимание компании, Построение отношений и экспертизу/специализированные знания.

Под аналитическим мышлением Л. и С. Спенсер понимают:

· Умение видеть предпосылки или последствия ситуации или информации

· Систематический анализ ситуации, чтобы определить причины и последствия

· Предвидение реальных препятствий и планирование их преодоления

· Умение заблаговременно видеть этапы процесса, анализировать то, что нужно для достижения цели.

Под компетенциями поиска информации Л. и С. Спенсер понимают:

· Систематический сбор информации

· Поиск информации по многим источникам

· Физическое перемещение, чтобы увидеть или соприкоснуться с ситуацией

Наконец, под концептуальным мышлением Л. и С. Спенсер понимают:

· Видение связей или паттернов, которые неочевидны для других

· Видение несовместимостей или несоответствий, которые неочевидны для других

· Быстрое определение ключевых вопросов или действий в сложных ситуациях

· Использование сильных, оригинальных аналогий или метафор

Из перечисленного можно сделать вывод, что несмотря на то, что работе с информацией уделяется много внимания, понятия проверки достоверности этой информации в модели компетенций для менеджеров у Л. и С. Спенсер нет.