Продолжаю вчерашнюю тему умения руководителей управлять.
Готовых комплектов моделей компетенций одновременно много и мало. Много потому, что существуют методики их разработки (например, тех же Л. и С. Спенсер), и специалисты каждой компании вполне способны создать собственную модель, учитывающую контекст данной компании. А мало моделей потому, что внутрикорпоративное творчество не застраховано от ошибок, а обобщенных моделей, опробованных и верифицированных экспертами, которые можно взять за образец для конкретного вида деятельности, практически нет.
Среди немногих существующих обобщенных моделей находится работа уже упомянутых Л. и С. Спенсер «Компетенции: модели максимальной эффективности работы». Авторы сформировали и подробно обосновали модели компетенций для различных групп должностей: технические специалисты, продавцы, работники служб социальной и прочей помощи, менеджеры, предприниматели.
К менеджерским позициям разработчики отнесли уровни от линейного супервайзера до директора, а среди отраслей выделили производство, продажи, маркетинг, финансы, управление человеческими ресурсами.
По мнению Л. и С. Спенсер к менеджерским компетенциям относятся:
· Воздействие и оказание влияния
· Ориентация на достижение
· Командная работа и сотрудничество
· Аналитическое мышление
· Инициатива
· Развитие других
· Уверенность в себе
· Директивность/настойчивость
· Поиск информации
· Командное лидерство
· Концептуальное мышление
К Базовым требованиям авторы отнесли Понимание компании, Построение отношений и экспертизу/специализированные знания.
Под аналитическим мышлением Л. и С. Спенсер понимают:
· Умение видеть предпосылки или последствия ситуации или информации
· Систематический анализ ситуации, чтобы определить причины и последствия
· Предвидение реальных препятствий и планирование их преодоления
· Умение заблаговременно видеть этапы процесса, анализировать то, что нужно для достижения цели.
Под компетенциями поиска информации Л. и С. Спенсер понимают:
· Систематический сбор информации
· Поиск информации по многим источникам
· Физическое перемещение, чтобы увидеть или соприкоснуться с ситуацией
Наконец, под концептуальным мышлением Л. и С. Спенсер понимают:
· Видение связей или паттернов, которые неочевидны для других
· Видение несовместимостей или несоответствий, которые неочевидны для других
· Быстрое определение ключевых вопросов или действий в сложных ситуациях
· Использование сильных, оригинальных аналогий или метафор
Из перечисленного можно сделать вывод, что несмотря на то, что работе с информацией уделяется много внимания, понятия проверки достоверности этой информации в модели компетенций для менеджеров у Л. и С. Спенсер нет.