«Интересно, лишний вес у пациентов сильно осложняет работу? И как это влияет на ход операции?»
Избыточная масса тела сильно усложняет операцию
С точки зрения хирурга ожирение бывает 2 типов – абдоминальное и висцеральное.
При абдоминальном типе бОльшая часть жировой ткани находится под кожей живота, спины, бёдер, конечностей. Такая своеобразная «шубка». При этом внутри живота жира немного. Такое ожирение чаще встречается у женщин.
Висцеральное ожирение — это «шубка» на всех органах. И везде в животе. Так чаще бывает у мужчин. Это создаёт большие сложности во время операции, потому что при лапароскопии места в животе мало. Кишки утолщённые: лезут в место операции. Органы и слои между ними плохо видны. Жировая ткань кровит. Жир плавится от энергетических инструментов и пачкает камеру (её надо постоянно очищать). Всё это создаёт опасность для травмирования органов, сосудов, нервов (их вообще бывает не видно) и делает операцию длиннее и сложнее. Нужно совершить в 2-3 раза больше действий, чем при операции худого пациента: нужно постоянно примеряться, проверять, в правильном ли слое идёт операция, использовать больше инструментов, очень сильно давить на эти инструменты, чтобы отодвигать в сторону органы и ткани, не участвующие в операции. От этого инструменты ломаются, руки болят. Приходится стоять в позе буквы «зю» по несколько часов. Каждая такая операция — вызов хирургу.
Бывает, мучаешься во время такой лапароскопической операции, а она продвигается медленно
В таких условиях сделать то, что задумано, тяжело. Как быть? Не бросишь же на половине пути. Человека надо избавить от опухоли и причём радикально.
Многие хирурги говорят (и я тоже так считаю): лапароскопия — это просто способ сделать операцию. Сама по себе операция всегда должна быть одна - радикальное удаление опухоли с лимсфодиссекцией. А лапароскопия (дырочки на животе и оперирование долинными инструментами), лапаротомия (большой разрез и оперирование, по сути, руками) или роботическая операция — это просто способы сделать то, что нужно. Если лапароскопия «не идёт», всегда можно перейти на открытую операцию. Иногда даже нужно.
Но в колоректальной хирургии, особенно когда речь идёт об удалении опухоли прямой кишки, «открытые» операции у пациентов с ожирением могут быть ещё сложнее, чем лапароскопические
Ведь все особенности пациента, осложняющие операцию, никуда не делись. Места между органами как было мало, так его больше не стало. Слои между органами как было плохо видно, так их лучше не разглядишь при лапаротомии. Здесь скорее лапароскопия имеет преимущества - все-таки камерой мы ближе всё рассматриваем, на большом экране, в большом увеличении. Есть хоть какая-то надежда на сохранение нервов и меньшую травму сосудов. Всё, что касается выделения прямой кишки из малого таза при открытой операции, вообще приходится делать на ощупь, буквально вслепую, и тут нужны «глаза на кончиках пальцев», чтобы отрезать то, что нужно, и не оставить случайно того, что не нужно. Это может сделать только очень опытный хирург. И то на свой страх и риск.
И вот когда мучаешься во время лапароскопической операции у пациента с лишним весом, и думаешь или кто-то из помощников советует: «Надоело мучаться, можно же на открытую операцию перейти», подумаешь про все сложности открытой операции, что легче-то не будет, а вероятности сделать радикальную операцию даже и меньше, и продолжаешь лапароскопию.
Во время таких операций очень важно, чтобы вся хирургическая бригада работала синхронно. Чтобы каждый участник операции был опытным колопроктологом, а не просто рядовым хирургом. Вчера на операции мне помогали 3 (!) хирурга! Каждый из них имеет опыт таких операций от 5 до 8 лет! Именно таких. Сложных. Потому что нужно знать специальные приёмы, как справиться с трудностями. Как залезть в такие узкие места, куда, кажется, залезть невозможно.
Это очень сложная хирургия. И на поток ее поставить невозможно.
Если вы хотите оперироваться у меня, пишите моим ассистентам - контакты в шапке профиля
Ставьте лайк, если вам понравилась статья.
Подписывайтесь на мой канал, ведь только подписчики могут комментировать публикации и задавать вопросы.
_ _ _
Меня зовут Инна Тулина. Я онколог и роботический хирург. Я каждый день вижу отчаявшихся, растерянных людей и знаю, что их болезни можно было избежать.
Поэтому я веду свой канал в Телеграме - там больше интересной информации и простых советов, как оставаться здоровым без особых усилий.
Переходите по ссылке в шапке профиля, подписывайтесь и читайте каждый день.