Шанхайская организация сотрудничества продолжит свое расширение: вслед за Республикой Беларусь, которая официально станет членом объединения в июле текущего года, одиннадцатым членом ШОС может стать Монголия, которая органично вписывается в евразийское пространство, став крупным транспортным хабом между Китаем и Россией.
Следует отметить, что отношения Улан-Батора с Москвой и Пекином на протяжении длительного времени весьма различались. Большая часть территории Монголии входила в состав Китая, автономию в своих нынешних границах она получила в начале Синьхайской революции в 1911 году. До революций 1917 года Монголию активно поддерживала Россия, а после Октябрьской революции Китай снова оккупировал территорию своей автономии, помощь которой стремились оказывать как красные, так белые. Последние были настолько активны, что большевики были вынуждены предпринять контрмеры, в результате которых Монголия стала вторым по счету социалистическим государством.
Гоминьдановский и коммунистический Китай не признавали независимость Монголии, а Мао Цзэдун сделал это под беспрецедентным давлением СССР, выступившим гарантом независимости Монголии. С тех пор отношения между Улан-Батором и Москвой отличались особой теплотой, чего не скажешь об отношениях с Пекином. С вступлением Монголии в ШОС напряжение между Монголией и Китаем может быть окончательно снято.
Монголия остается достаточно привлекательным государством как для Запада, так и для России и Китая, поскольку обладает значительными залежами полезных ископаемых. Связи между Монголией, Россией и Китаем значительно более тесные, чем с Западом.
Около четырех последних десятилетий внешняя политика Монголии строилась на основании принципа «трех соседей», под которыми подразумевались Россия, Китай и США, что, в некотором смысле, было похоже на многовекторность. При этом официальные власти не стремились попасть в какие-либо интеграционные объединения, стремясь таким образом сохранить баланс между «тремя соседями».
В настоящее время в Улан-Баторе рассмотрели, что Шанхайская организация сотрудничества способна выражать интересы всех входящих в нее государств, а не продавливать интересы какой-то конкретной страны, а внутреннее взаимодействие происходит на основе равенства и уважения суверенитета. Это стало основанием для проявления Монголией своего интереса к ШОС.
С вступлением Монголии в ШОС организация покажет всему миру, как можно с помощью эффективной дипломатии урегулировать имеющиеся «исторические обиды» и противоречия в регионе, а у России и Китая не будет соблазна конкурировать между собой за расположение Монголии. Отсутствие такой конкуренции придаст новый импульс евразийскому сотрудничеству, тем более, что внешняя торговля Монголии ориентирована именно на евразийский регион. Поэтому, не вступать в ШОС, означает выбиваться из общего интеграционного пространства и очень много потерять на этом.
Вступление позволит Монголии находиться на одной волне с теми экономиками, с которыми уже сложились наиболее прочные связи, а наибольших выгод стоит ожидать в сфере транспортной и логистической инфраструктуры. Монголия, являясь довольно крупным государством, не имеет достаточно развитой сети автомобильных и железных дорог. Инвестиции в их строительство со стороны России и Китая могут помочь изменить существующую ситуацию. В этом случае Монголия даже может стать одним из важнейших транспортных узлов внутри ШОС.
Плюс ко всему, Россия и Китай уже неоднократно обсуждали возможность совместного строительства через территорию Монголии нефтепровода, а вступление последней в ШОС придаст этому дополнительный стимул. Да и другие проекты не заставят себя долго ждать.
Автор статьи: Александр Черный