Кофейный бизнес привлекает все больше предпринимателей. Относительно небольшие вложения и быстрый старт, возможность масштабирования, недолгий выход на прибыль делают его привлекательным для десятков тысяч начинающих и уже опытных бизнесменов.
В последние несколько лет российский рынок кофе разделился на несколько условных частей: розница, в которую входят рестораны, кофейни и точки формата «кофе с собой», сервисные организации, занимающиеся поставкой и обслуживанием оборудования, поставщики продуктов, а также обжарщики кофе. Розница и обжарка стали, по сути, двумя основными направлениями развития кофейного бизнеса. Какое из них выгоднее?
Открытие кофейни или точки формата «кофе с собой» требует сравнительно небольших вложений, порядка 1-1,5 млн рублей. Для открытия требуется небольшой набор оборудования, которое можно купить новым, подержанным или взять в аренду. Самое важное в формате кофейни – выбор места. Если прогадать с расположением точки, то она практически сразу может уйти в минус. Тогда придется переезжать или вкладывать дополнительные деньги в рекламу и привлечение клиентов, увеличивать стоимость стаканчика кофе, экономить на персонале.
Но самая большая опасность даже не в этом, чаще всего розница испытывает проблемы в поиске сотрудников. В большинстве случаев в кофейни приходят люди без опыта работы, вам нужно будет обучить человека, потратить на него время, ресурсы и кофе, а через неделю или две он уйдет. Работа бариста интересная, но не самая легкая на свете. Молодые люди сегодня часто не готовы много трудится, предпочитая доходы в легкости, о которых им рассказывают бизнес-коучи в соцсетях.
Создание цеха по обжарке кофе требует больших, чем в случае с кафе, финансовых вложений, но и рисков здесь меньше. Во-первых, не нужно искать проходную точку в бизнес-центре или в центральной части города, во-вторых, обжарщики имеют более высокий, по сравнению с розницей, доход и могут мотивировать хороших специалистов на длительное сотрудничество с компанией. Кроме того, у обжарщиков, в отличие от кофеен, практически неограниченный рынок сбыта: кафе и рестораны в городе, где работает цех, соседние области и республики, а также миллионы любителей кофе по всей стране и миру, которые заказывают вкусный обжаренный кофе на маркетплейсах.
Сегодня в России официально работают производители ростеров (оборудования для обжарки кофейных зерен) с мировым именем. Например, турецкий бренд Silver Cat. У компании широкая линейка профессионального оборудования, где можно найти и доступные машины для организации небольшого цеха, а также автоматизированные промышленные линии с производительностью до 1200 кг обжаренного кофе в час. С учетом того, что средняя цена за 1 кг качественно обжаренного кофе сегодня 1700 рублей, экономика такого бизнеса легко просчитывается. Благодаря тому, что бренд Silver Cat представлен в России официально, предприниматели получают доступ к инструменту лизинга, что может существенно сократить первоначальные затраты на открытие бизнеса, во-вторых, не нужно переживать о гарантии и сервисном обслуживании.