Почему у татарского народа, в том числе в Татарской автономии, так тяжело складывалась история собственного кинематографа? Неужели не было финансовых возможностей, да и интереса к столь интересному, новому виду искусства начала ХХ века? Или все же дело в национальной политике советского государства и "Востоккино" - это пристанище и для татар, и для чувашей, и даже для немцев Поволжья? Об этом в своей публикации рассуждает исследователь истории кинематографа ТАССР - Алина Галимзянова.
"Кинематограф вошел в повседневную жизнь общества после показа в декабре 1895 г. кинокартины «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Уже в мае 1896 г., братьями Люмьер были сняты первые фильмы в Российской империи.
Два года спустя, 18 апреля 1898 г., съемка была произведена и на территории Казанской губернии. На кадрах кинохроники был запечатлен выход местных актеров из театра после проведенной репетиции.
Следующий фильм здесь был снят лишь в октябре 1909 г. На нем мы можем видеть смотр войск Казанского гарнизона в честь именин Алексея Николаевича Романова.
С началом Первой мировой войны, а потом и Гражданской, киносъемки были остановлены. Новый подъем в развитии регионального кинопроизводства произошел после установления советской власти, которая уделяла особое внимание кинохронике, как главному средству пропаганды.
Вся киноиндустрия страны находилась под контролем и в подчинении сначала Всероссийского кинофотоотдела Наркомпроса (1919 г.), затем Госкино (1922 г.), а с 1924 г. Совкино. Изначально Совкино конкурировало с обществом на паях «Пролеткино», созданным в конце 1922 г.
«Пролеткино» в 1923 г. предложило организовать свое отделение в Татарии, но решение данного вопроса затянулось. Тогда из системы Народного комиссариата просвещения ТАССР была выделена отдельная структура – Татарское кинематографическое объединение Таткино, начавшее свою работу 9 февраля 1924 г.
«Таткино» обеспечивало объединение всего кинодела в республике, прокат картин, эксплуатацию всех кинотеатров Казани, организацию кинолаборатории и фотоателье, производство киносъемок и всех операций, относящихся к киноделу, а также подготовку работников кино. В 1924 г., как отмечает И.Н. Алексеев, «Таткино» организовало первые хроникально-документальные киносъемки. Но проведению регулярных съемок мешало отсутствие материально-технической базы и финансирования.
Развитие новой отрасли культуры требовало решения не только финансового, но и кадрового вопроса, для чего в республике также предпринимались усилия еще с 1920-х гг. В республике не было своего учебного заведения, готовившего специалистов для киноиндустрии.
С целью наладить собственное кинопроизводство «Таткино» направляло своих сотрудников из республики на режиссерское и операторское отделения Государственного техникума кинематографии (сегодня это ВГИК), в 1924 г. прошел обучение Асгат Гарифович Мазитов.
Первыми в республике специалистами в области кинопроизводства, получившими специальное образование, также были Каюм Хусаинович Поздняков, Ильязов, Константин Федорович Мотков, Нигматуллин, Губайдуллина, Т.Л. Федорова. По всей вероятности, все они проходили совместное обучение. К 1926 г. месячные курсы киноработников были организованы и в Казани.
В феврале 1927 г. «Таткино» было реорганизовано. Его функции были переданы Татарскому управлению зрелищными предприятиями (ТУЗП), которое объединило театр, кино, цирк, эстраду, сады и парки. Дальнейшее усиление централизаторских тенденций привело к тому, что в 1928 г. ТУЗП также было ликвидировано.
Кинопроизводство в ТАССР стало осуществляться в рамках акционерного общества «Восточное кино», созданного на базе кинокомпаний «Чувашкино» (Чувашская АССР) и «Немкино» (АССР немцев Поволжья). «Востоккино», имевшее свои подразделения во многих национальных республиках, также находилось в подчинении Совкино.
В апреле 1930 г. в Казани было открыто Татарское отделение центральной кинематографической национальной организации «Восточное кино». С этого времени на территории ТАССР кинохроника развивалась на собственной базе. До этого она производилась командированными «Востоккино» кинооператорами из других регионов.
1 апреля 1932 г. произошла очередная реорганизация: на базе производственной мастерской Татарского отделения «Востоккино» в Казани было образовано Татарское отделение «Союзкинохроники». Это была первая организация, занимающаяся только кинопроизводством. С его образованием начался регулярный выпуск киножурнала «Татарстан». В период 1932–1942 гг. здесь было снято свыше тысячи сюжетов.
В 1942 г. отделение «Союзкинохроники» было ликвидировано, а кинодокументалисты республики стали работать на базе Куйбышевской студии документальных фильмов. Слияние двух студий в условиях войны было оправданно: из-за нехватки кадров многие киноработники ушли на фронт. Но не все студии кинохроники, ликвидированные в военные годы, были восстановлены.
В ТАССР до конца 1950-х гг. производство кинодокументалистики продолжало осуществляться на базе корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники.
Казанская студия кинохроники начала свою деятельность лишь в 1961 г."
Автор статьи - кандидат исторических наук Алина Галимзянова.