Найти тему
Лилия Габдрафикова

"Таткино: к 100-летию татарстанского кинематографа

Почему у татарского народа, в том числе в Татарской автономии, так тяжело складывалась история собственного кинематографа? Неужели не было финансовых возможностей, да и интереса к столь интересному, новому виду искусства начала ХХ века? Или все же дело в национальной политике советского государства и "Востоккино" - это пристанище и для татар, и для чувашей, и даже для немцев Поволжья? Об этом в своей публикации рассуждает исследователь истории кинематографа ТАССР - Алина Галимзянова.

"Кинематограф вошел в повседневную жизнь общества после показа в декабре 1895 г. кинокартины «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Уже в мае 1896 г., братьями Люмьер были сняты первые фильмы в Российской империи.

Два года спустя, 18 апреля 1898 г., съемка была произведена и на территории Казанской губернии. На кадрах кинохроники был запечатлен выход местных актеров из театра после проведенной репетиции.

Следующий фильм здесь был снят лишь в октябре 1909 г. На нем мы можем видеть смотр войск Казанского гарнизона в честь именин Алексея Николаевича Романова.

С началом Первой мировой войны, а потом и Гражданской, киносъемки были остановлены. Новый подъем в развитии регионального кинопроизводства произошел после установления советской власти, которая уделяла особое внимание кинохронике, как главному средству пропаганды.

Вся киноиндустрия страны находилась под контролем и в подчинении сначала Всероссийского кинофотоотдела Наркомпроса (1919 г.), затем Госкино (1922 г.), а с 1924 г. Совкино. Изначально Совкино конкурировало с обществом на паях «Пролеткино», созданным в конце 1922 г.

«Пролеткино» в 1923 г. предложило организовать свое отделение в Татарии, но решение данного вопроса затянулось. Тогда из системы Народного комиссариата просвещения ТАССР была выделена отдельная структура – Татарское кинематографическое объединение Таткино, начавшее свою работу 9 февраля 1924 г.

Фото предоставлено автором статьи - А.Т. Галимзяновой.
Фото предоставлено автором статьи - А.Т. Галимзяновой.

«Таткино» обеспечивало объединение всего кинодела в республике, прокат картин, эксплуатацию всех кинотеатров Казани, организацию кинолаборатории и фотоателье, производство киносъемок и всех операций, относящихся к киноделу, а также подготовку работников кино. В 1924 г., как отмечает И.Н. Алексеев, «Таткино» организовало первые хроникально-документальные киносъемки. Но проведению регулярных съемок мешало отсутствие материально-технической базы и финансирования.

Развитие новой отрасли культуры требовало решения не только финансового, но и кадрового вопроса, для чего в республике также предпринимались усилия еще с 1920-х гг. В республике не было своего учебного заведения, готовившего специалистов для киноиндустрии.

С целью наладить собственное кинопроизводство «Таткино» направляло своих сотрудников из республики на режиссерское и операторское отделения Государственного техникума кинематографии (сегодня это ВГИК), в 1924 г. прошел обучение Асгат Гарифович Мазитов.

Первыми в республике специалистами в области кинопроизводства, получившими специальное образование, также были Каюм Хусаинович Поздняков, Ильязов, Константин Федорович Мотков, Нигматуллин, Губайдуллина, Т.Л. Федорова. По всей вероятности, все они проходили совместное обучение. К 1926 г. месячные курсы киноработников были организованы и в Казани.

В феврале 1927 г. «Таткино» было реорганизовано. Его функции были переданы Татарскому управлению зрелищными предприятиями (ТУЗП), которое объединило театр, кино, цирк, эстраду, сады и парки. Дальнейшее усиление централизаторских тенденций привело к тому, что в 1928 г. ТУЗП также было ликвидировано.

Кинопроизводство в ТАССР стало осуществляться в рамках акционерного общества «Восточное кино», созданного на базе кинокомпаний «Чувашкино» (Чувашская АССР) и «Немкино» (АССР немцев Поволжья). «Востоккино», имевшее свои подразделения во многих национальных республиках, также находилось в подчинении Совкино.

В апреле 1930 г. в Казани было открыто Татарское отделение центральной кинематографической национальной организации «Восточное кино». С этого времени на территории ТАССР кинохроника развивалась на собственной базе. До этого она производилась командированными «Востоккино» кинооператорами из других регионов.

Кадр из кинофильма "Татарстан. Страна четырех рек" (1931).
Кадр из кинофильма "Татарстан. Страна четырех рек" (1931).

1 апреля 1932 г. произошла очередная реорганизация: на базе производственной мастерской Татарского отделения «Востоккино» в Казани было образовано Татарское отделение «Союзкинохроники». Это была первая организация, занимающаяся только кинопроизводством. С его образованием начался регулярный выпуск киножурнала «Татарстан». В период 1932–1942 гг. здесь было снято свыше тысячи сюжетов.

В 1942 г. отделение «Союзкинохроники» было ликвидировано, а кинодокументалисты республики стали работать на базе Куйбышевской студии документальных фильмов. Слияние двух студий в условиях войны было оправданно: из-за нехватки кадров многие киноработники ушли на фронт. Но не все студии кинохроники, ликвидированные в военные годы, были восстановлены.

Кадр из киножурнала "Советский Татарстан" (1938).
Кадр из киножурнала "Советский Татарстан" (1938).

В ТАССР до конца 1950-х гг. производство кинодокументалистики продолжало осуществляться на базе корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники.

Казанская студия кинохроники начала свою деятельность лишь в 1961 г."

Автор статьи - кандидат исторических наук Алина Галимзянова.