Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Этапы зависимости от источника значимой информации

Мы постоянно обмениваемся информацией с миром. Информация - это не просто мертвые буквы и цифры, это знания, умения, опыт - в том числе, опыт взаимодействия и отношений. Все это, если обобщить - информация, которая необходима живому человеческому мозгу для развития и адаптации. И это естественно, что она необходима.

Однако, часто так происходит, что мы перестаем трезво воспринимать информацию, которую получаем из одного и того же источника. В этом случае именно источник становится для нас значимым, превращаясь из средства решения наших проблем в самоцель. Само по себе это не хорошо и не плохо, но из-за этого мы часто теряем критичность мышления и независимость поступков, сами того не замечая. Покупаем продукты, которые нам не нужны или стоят гораздо дороже, чем у конкурентов. Попадаем под влияние сект, которые полностью меняют нашу жизнь, далеко не в лучшую сторону, - а нередко и опустошают кошелек не хуже производителей дорогих товаров.

Мало того, ущерб от такой зависимости не ограничивается финансовыми убытками: мы совершаем неразумные поступки или отказываемся от каких-то возможностей своей жизни под влиянием концепций, которые мы просто приняли, не рассуждая. Кроме того, зависимость может возникнуть и от некой харизматической личности. Молодые люди таким образом становятся членами преступных группировок и деструктивных объединений.

Недавно мне пришло в голову выделить уровни "погружения" в эмоционально-информационное поле, которое создает тот или иной источник значимой для человека информации. Здесь хочу поделиться своим видением того, каковы эти уровни и в чем особенность каждого (они же - этапы развития зависимости).

"Нулевой" уровень я выделила условно, чтобы обозначить ту ситуацию, когда зависимости нет и нет для нее предпосылок. Это эталон взаимодействия с информацией. Информация воспринимается как информация, перерабатывается, - а все лишнее выплёвывается, как вишнёвая косточка. Эмоциональной привязки нет, отторжения тоже, а есть спокойное, адекватное отношение. Когда человек способен в таком ключе обмениваться информацией с миром, ему не грозит зависимость от информационного поля источника. Это свойственно людям с высоким уровнем личностной зрелости и автономности.

1 уровень. На первом этапе зависимости появляется эмоциональное отношение к самой информации: "уау-эффект". Например: "Продукция компании Орифлейм - такаая крутая", "Я здесь всего год, а уже стоолько заработал", "Я тут зашла на сайт одного индийского гуру - он дает такиие классные рекомендации по здоровью, зайди, посмотри!" Само по себе это не хорошо и не плохо, но создаёт почву для следующего, принципиально важного этапа.

2 уровень: эмоциональное отношение к источнику информации. А вот это уже серьёзно. Человек начинает привязываться эмоционально к источнику - а значит, появляется эффект значимости. На примере сайта с мудрым гуру: на 2 этапе посетитель уже не просто радуется полезным советам, а выстраивает какое-то отношение к человеку, которого он, по сути, совсем не знает. Или к учению, с которым он знаком лишь частично.

3 уровень: потеря критичности. Все, что исходит от источника, становится почти свято. Или без "почти". А все, что против - критика, возражение, непочтительное отношение - отвергается и даже осуждается. Человек может перестать общаться с другом только потому, что другу не нравится его индийский учитель. Или если кто-то попал в финансовую пирамиду, то он может поссорится с близкими, которые считают это все занятие вредной ерундой, а саму пирамиду - карточным домиком. Если человек дошел до этого уровня, это сигнал для его "чутких руководителей", что можно уже не церемониться, и если изначально стояла задача его как-то использовать - то пора начинать.

И, наконец, 4 уровень: идентификация с источником информации. На этом этапе возникает чувство принадлежности. Появляются слова с суффиксами "ист", "ин", "щик" и т.п. Конечно, иногда и на более ранних стадиях человек демонстрирует свою принадлежность к тому или иному движению, учению, компании, субкультуре и т.д., чтобы привлечь к себе внимание или для каких-то других целей. Но на этой стадии принадлежность не показная, а подлинная. Человек психологически срастается с источником информации. Это означает, что привязка укоренилась в личности, и на этом этапе от нее избавиться уже довольно сложно.

Я предполагаю, что осознание того, на каком этапе зависимости от источника информации мы находимся, может помочь избавиться от нездоровых привязок. Надо только отслеживать свои ощущения. К чему нас тянет, от чего отталкивает, что и кто вызывает восторг и почему.

Берегите себя и свою свободу.

Автор: Чаплина Софья Юрьевна
Психолог, Организатор тренингов

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru