23 мая у Ларисы Гузеевой юбилей! В этом же году исполняется 40 лет фильму Эльдара Рязанова "Жестокий романс", где актриса сыграла главную роль.
Как признавался режиссер, пьесу Островского «Бесприданница» он выбрал случайно. Вообще, в тот период Рязанов готовился к съемкам другого фильма по пьесе Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Но тогда после смерти генсека Брежнева все вокруг всего боялись, поэтому посоветовали режиссеру отложить конфликтное произведение Разумовской, а сделать что-то нейтральное, например, по русской классике. И Рязанов вспомнил фильм 1936 года «Бесприданница», который по пьесе Островского снял Протазанов. Решил написать свой сценарий. Действие, которое у писателя проходит в один день, Эльдар Александрович растянул на два года. И название придумал сразу же, вспомнив опять же тот довоенный фильм, где герои пели романсы. «Жестокий романс».
- Я сразу представил в роли главных героев Никиту Михалкова (Паратов) и Андрея Мягкова (Карандышев). Заручился их согласием играть в будущем фильме, - рассказывал Рязанов. – А на роль Огудаловой - старшей пригласил Алису Фрейндлих.
- Он меня поставил в безвыходное положение, сказав: если ты будешь сниматься, то я буду снимать картину, если нет, то и фильма не будет, - вспоминал Никита Михалков.
Но согласившись, он вдруг… отказался, поскольку было принято решение о запуске съемок его советско-итальянского фильма «Очи черные». Тогда Рязанов пригласил Сергея Шакурова, и уже под него начали подбирать образ. И опять незадача - Шакурову в театре предложили роль Сирано де Бержерака, о которой актер давно мечтал, а параллельно репетировать и сниматься он не мог. Рязанов был в растерянности. Но тут пришло известие – съемки «черных очей» итальянская сторона перенесла. Михалков снова оказался свободен.
На главную женскую роль Ларисы Огудаловой пробовалось 500 (!) актрис. Рязанов выбрал 23-летнюю студентку последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК) Ларису Гузееву. Кстати, как потом выяснилось, мама девушки и назвала ее в честь этой островской героини. Когда Гузеева впервые появилась на съемочной площадке, все ахнули: потертые джинсы, папироса во рту, уральский говорок – ну разве это героиня Островского?! Но Рязанов твердо заявил: у нее все получится!
- У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-та, я бы сказал, экзотичность, которая не могла помешать в этой роли, - вспоминал Эльдар Александрович. - Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее будут окружать во время съемок… Честно говоря, намучились мы с ней немало.
Тем не менее, Лариса Гузеева снялась, но озвучивала ее Анна Каменкова, а спела романсы Валентина Пономарева.
Зная, как Михалков любит гарцевать на лошадях, Рязанов придумал сцену, где Паратов скачет на белой лошади через весь волжский городок, по узкому пирсу и прямо на пароход «Ласточка» к Ларисе.
- Это было рискованно, ведь лошадь, когда кругом вода и узкая дорожка, могла испугаться, - вспоминает Никита Сергеевич. – Чтобы это плохо не закончилось, чтобы лошадь привыкла ко мне, я несколько дней водил ее, подкармливал, скакал верхом.
- Снимали эпизод, когда мой герой офицер стреляет в стакан, который поставлен на шляпу Паратова, - рассказывает актер Александр Панкратов-Черный. – Конечно, я не стрелял, а стакан лопнул, потому что в нем был установлен заряд, который взрывался. Почему-то под шляпу Михалкова ничего не подложили, а пиротехник установил слишком большой заряд. Когда раздался взрыв, Никита побледнел. Его даже чуть контузило. Но он отказался от врачей и продолжил съемку.
Однажды в перерыве между съемок Михалков пошел на охоту с местными костромскими егерями и убил медведя. Мясо принесли в ресторан парохода «Спартак» (в фильме он «исполнял» роль «Ласточки»), где сделали котлеты и накормили всю съемочную группу.
Последние съемочные дни Рязанову достались с большим трудом. Началось с того, что режиссер решил снимать эпизоды на реке, где погибает героиня, в густом тумане. А его все не было. Проходит один день, второй, третий… Простой в съемках. И тогда решили привлечь пиротехников с дымовыми шашками. Перестарались, - густой туман затянул центр города. Началась паника среди жителей, автомобильное движение остановилось. На кинематографистов посыпались жалобы, Рязанову пришлось ехать в городской совет извиняться. К тому же на съемках этих сцен чуть не погиб Андрей Мягков. Когда его герой Карандышев подплыл на лодке к «Ласточке», работающие лопасти пароходного колеса ударили по лодке.
- Меня спасло то, что лодка оказалась дубовой, очень крепкой, ее не разнесло в щепки, - вспоминал Мягков. – Лодка встала вертикально и ушла под воду. Вместе с ней и я. Назло всем я всплыл. У меня слетели под водой очки и парик. Помню, какой-то мальчик на берегу закричал: «Смотрите, а дяденька-то лысый!» Я сам доплыл до берега. Мне дали стакан спирта, но хмеля я не почувствовал. Приезжаю в гостиницу, и звонит жена: «Что случилось?! Я вижу у тебя кровь на руке!» У меня, действительно, была царапина. Но как она могла это увидеть?! Какое-то провидение.
- Как-то захожу днем в ресторан нашей гостиницы и вижу: сидит Андрей с рюмочкой, - рассказывал оператор картины Вадим Алисов. – Спрашиваю его, мол, ты вроде не пьющий, да еще днем, почему? А он отвечает: «Сегодня девять дней». Так он шутил о той съемке, которая могла бы закончиться смертью.
На следующий день после премьеры газеты обрушили на картину Рязанова шквал критики. Больше всего досталось Ларисе Гузеевой.
- Когда вышел фильм, меня только ленивый и мертвый не пинал. Я дико переживала, пить начала. Очень близко все принимала к сердцу и много разрушила в себе, - рассказывает в интервью актриса.
К тому же из-за съемок студентка Гузеева пропустила дипломные спектакли в театральном институте. А значит она могла не получить диплом. Заступилась Алиса Фрейндлих, которая по счастливому стечению обстоятельств возглавляла комиссию по выдаче дипломов ЛГТМИКА.
А вот зрители приняли картину с большим интересом. За первые полгода фильм посмотрели 20 млн. человек! Только одно огорчало зрителей – в «Жестоком романсе» грустный финал.
Олег Перанов