12,9K подписчиков

В Пскове 40-летние автобусы "гармошки" из Европы до сих пор возят пассажиров и выглядят как новые. Российские производители, а вам слабо?

502 прочитали

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты... И сотни других исторических построек, сооружений, памятников архитектуры и инженерной мысли, включая также советские панельки, хрущёвки, сталинки, немного модерна и конструктивизма... Потрясающе. Но как насчёт более приземлённых вещей? Автобусов, к примеру?

МАЗ-103 около ЖД вокзала. Это не городской автобус, а развозка какого-то предприятия, при этом - двухдверная.
МАЗ-103 около ЖД вокзала. Это не городской автобус, а развозка какого-то предприятия, при этом - двухдверная.

И уж поверьте мне, псковские автобусы - такая же достопримечательность этого города, как и все вышеперечисленные исторические объекты! Для начала, Псков - это один из немногих российских городов, по которому катаются сочленённые автобусы. Много. Очень много. Эй, миллионник Воронеж, как дела?! Гармошек как новых, так и старых. Причём, старых настолько, что более старых маршрутных сочленённых автобусов, возможно, нет больше нигде в мире! Не говоря уже о том, что целых три модели автобусов, которые в Пскове выглядят обыденно, не встречаются больше ни в одном российском городе!

Ну не красавцы ли?
Ну не красавцы ли?

Ну что, заинтриговал я вас? Тогда - обо всём по порядку! Для начала расскажу вам про два телеграм-канала: мой личный ТГ-канал и "Всё, что движется". Там я размещаю ссылки на все новые публикации, а в личном - ещё и новости моего блога, так что подпишитесь, если хотите читать статьи о транспорте в первых рядах, не полагаясь не рекомендации и ленту Дзена. А ещё можете ознакомиться с содержанием моего дзен-канала, если вы тут в первый раз:

Прогулку по Пскову, которая состоялась 20 апреля 2024 года, мы начинаем около железнодорожного вокзала, где, собственно говоря, можно сразу поймать всё интересное. Но ранним утром нас встретили лишь несколько скучных ПАЗиков да зелёный газовый ЛиАЗ-5292.67 2020 года... А вот бело-серый клиент справа - поинтереснее: ЛиАЗ-5256.26 2010 года постройки. Это вам не хухры-мухры, а уходящая эпоха высокопольных городских автобусов, между прочим!

А вот на импровизированной автостанции, которая почему-то сделана не в виде павильонов или хотя бы островков безопасности, а просто нарисована на асфальте разметкой, нас уже ждут два из трёх уникальных автобуса. И современный, но скучный зеленый ЛиАЗ. Итак, слева стоит MAN A61 SG312... Название я написал лишь формально, дальше просто буду звать его - МАН. А посередине - Mercedes O345G. Так вот: и в том и в другом прокатиться вы можете только по Пскову! Далее по тексту расскажу о каждом из них подробнее.

Но не стоит думать, что Псков катается только на живых музейных экспонатах, ведь здесь есть целых 11 новеньких белорусских автобусов МАЗ-216, поставленных в 2020 году. Правда, единственный из них, в котором мы прокатились, гремел, как ведро с болтами.

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-5

Мы с Автобус Мастером вышли на прилегающую улицу Яна Фабрициуса и начали было нашу прогулку, как вдруг, прямо нам в лапы, извиваясь, как длинная сосиска, из-за угла выкатился ОН. Храмы 12 века? Деревяшки? Крепость? Цепные мосты? Ну что вы! Автобус Hess на шасси Volvo B10M! Вот что я считаю визитной карточкой Пскова. Выглядит во-первых, стильно. А во-вторых, просто идеально для своих лет. Ну разве скажешь по его внешнему виду, что построен он в 1986 году?! А ещё их в природе - всего 6 штук, и все катаются по Пскову, кроме одного, который в начале мая 2024 года уехал в петербургский музей городского транспорта. Как же круто выглядят его маленькие кругленькие задние фонарики в хромированной окантовке! Также интересна их история: до 2002 года эксплуатировались в Женеве, а потом своим ходом доехали до Пскова, где и трудятся по сей день.

Продолжаем поход по улице Яна Фабрициуса, которая утыкана милыми, но слегка неухоженными пятиэтажными панельками, а также кучей деревьев. И, раз уж МАН после длительного простоя около ЖД вокзала догнал нас, то скажу пару слов и про него. Построен он в конце 1990-х годов, как и его брат-близнец, который в тот день не вышел на маршрут, оба автобуса получили псковскую прописку в 2016 году, до этого эксплуатировались в городе Потсдаме, а сейчас являются двумя единственными представителями модели MAN A61 SG312 во всей России, да где-то по Европе катаются ещё таких разрозненных семь штучек... По сути, ещё больший эксклюзив, чем швейцарские Hess-ы!

MAN A61 SG312
MAN A61 SG312

Сворачиваем с Яна Фабрициуса на Гражданскую, направляясь в сторону исторического центра. На Гражданской ловим ещё одного интересного зверя: это белорусский автобус МАЗ-105.465. Чтоб вы понимали, насколько он интересен, поясняю: по Москве таких ездило всего 2 штуки, и было это уже давно, Псков же до сих пор располагает 14-ю такими автобусами постройки конца 2000-х годов. Есть они и некоторых других российских регионах, но не в таком количестве, всего - чуть более сотни штук. Зато подобного добра достаточно в Беларуси, но это уже тема для отдельной публикации.

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-8

Новый газовый ЛиАЗ неподалёку от стадиона.

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-9

Выруливаем на Октябрьский проспект, всё приближаясь к историческому центру. Хрущёвки сменились сталинками, рядом с которыми прячется сталинско-ампирский кинотеатр "Победа" 1947 года постройки. По самому проспекту едет толпа интересностей: Вольво возвращается к ЖД вокзалу (кстати, из шести таких автобусов он был в тот день единственным на маршруте, ибо выходной), милый ИЖ-412, ПАЗики со старой и с новой мордой, очередной газовый ЛиАЗ, да МАЗ-105 на закуску. Наслаждайтесь фотографиями, я старался!

Идём дальше: здесь за деревьями прячутся ухоженные ярко-жёлтые сталинки с серым цоколем, а на пересечении Октябрьского проспекта с улицей Гоголя было обнаружено дореволюционное здание, торец которого стал мемориальной стеной в честь награждения Пскова орденом трудового красного знамени. На самой улице Гоголя исторические здания выставлены, как в музее, а особенно выделяется здание земской управы 1901 года с небольшой башенкой, выложенное из красного кирпича. Обожаю красный кирпич!

Рядом с мемориальной стеной мы поймали ещё один редкий автобус: Mercedes O405G! Конкретно этот экземпляр был построен в 1991 году и эксплуатировался в Швеции, а в 2005 году перекочевал в Псков, где продолжает трудовую карьеру. Не такой эксклюзив, как автобусы, показанные выше, но тоже весьма редкий: в Пскове он такой один, всего в России известны 15 экземпляров, а также около сотни где-то катаются по Европам. Проще всего прокатиться на таком автобусе в Саратове, где целых 6 машин возят пассажиров в город-спутник Энгельс, и это отличный повод предложить вам посмотреть мой обзор транспорта Саратова 2022 года! А ещё в карусели - пойманные здесь же МАЗ-103 и МАЗ-216. Листайте!

Перемещаемся на пересечение Октябрьского проспекта и улицы Некрасова. Место - замечательное, так что следующую пачку автобусов можно без зазрения совести отснять прямо здесь. Первым делом - Волжанин Ситиритм-15. Модель у него - 6270.06, год постройки - 2009, а до 2020-го он обитал в Петербурге. Из 450 единиц, построенных в период 2007 - 2015, до наших дней сохранилось лишь 20 штук, а большинство из них эксплуатировались в Москве. В нагрузку к Волжанину подборку пополнил старый оранжевый Фольксваген на фоне уродского забора, туристический Неоплан, МАЗ-203, Mercedes О345G (о нём - дальше), а также белый ЛиАЗ и Вольво, сфотканный уже в третий раз... И - нет, водитель не удивился, ведь все местные водители знают об уникальности своих автобусов Вольво и относятся к фотографам с пониманием.

На перекрёстке Октябрьского и Гоголя во второй раз сфотографирован МАН, а позади него - мурал в честь советского писателя Вениамина Каверина, который родился в Пскове в 1902 году. А также ещё один МАЗ-105, новенькая ГАЗель Сити, а также необычная вывеска парикмахерской, которая вполне достойна быть одной из местных достопримечательностей.

Мы всё ближе и ближе к историческому центру! А именно - рядом с парком, на территории которого стоят сразу два архитектурных эксклюзива XV века: церковь Анастасии Узорешительницы и церковь Василия на горке... Но сначала - эксклюзивы автобусные: Mercedes O345G! Этих гармошек - на весь мир 31 штука: 6 - в Пскове (на момент написания - уже 5, одна машина уехала в петербургский музей), а также какое-то количество в Варне и в Анкаре... Стоп, а в Турции они что забыли? Здесь они выпускались на заводе Отомарсан в период 1996 - 2000 (псковские машины - 1996-1997 годов) для стран бывшего СССР и бывшего соцблока, Турция тоже купила какое-то количество таких машин у своего завода. Также в этой подборке: ПАЗ-3205, МАЗ-216, в четвёртый раз Вольво, в третий раз MAN, новый автобус НефАЗ-5299 и ещё один МАЗ-105.

Ладно, так и быть! Архитектурные эксклюзивы. Извините, Узорешительницу 1487 года я не сфоткал, так что к вашим услугам - скриншот из видео, чужие фотки архитектуры для статей я стараюсь не брать. А вот фотография церкви Василия на горке удалась на славу. 1415 год, между прочим!

Ещё пара фотографий на Октябрьском проспекте: встреча двух разноцветных ЛиАЗов и очередной Мерседес, на этот раз - без рекламы.

Минуя Октябрьскую площадь, улица Октябрьская превращается в Советскую. Хотя, какая она, к лешему, советская, если на ней советские памятники вообще не преобладают? К примеру, вот эта арка явно построена не при советах. Как и церковь Михаила и Гавриила Архангелов. Как и Псковский кремль, величественно вздымающийся над дорогой (все фото в карусели ниже). Мне кажется, или улицу Советскую в Пскове неплохо бы переименовать во что-нибудь более уместное, ведь где советы и где церкви с храмами?

Ещё несколько фото с улицы Советской. МАЗ-203, две Нивы, ПАЗик с новой мордой, новый НефАЗ, новый ЛиАЗ и парочка старых ЛиАЗов, MAN (причём, не опять, а снова), а также здание Псковского государственного университета, построенное в 1955 году.

И... опять MAN! После предыдущей фотографии он встал на светофоре, так что я успел подбежать и опять его сфотографировать. В какой раз? В четвёртый? В пятый? Да хоть в десятый! Такой редкий автобус можно сфотографировать ровно столько раз, сколько он проедет мимо, да и потом - фотографии-то получились разными!

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-20

Здесь же - Волжанин Ситиритм-15, поворачивающий с улицы Советской на Ольгинский мост - один из всего лишь трёх мостов через реку Великая.

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-21

Из совсем новых автобусов в Пскове есть НефАЗ-5299-40-57. Пока - всего четыре штучки, построенные в феврале 2024 года. Ездят на сжиженном газе. А перед ним во второй раз был сфоткан сочленённый Мерседес, его фото - в конце карусели, ведь о нём я уже рассказал.

Углубляемся в архитектурные дебри Пскова, чтобы наделать там как можно больше фотографий. И не обращайте внимания, что одни и те же автобусы повторяются уже по пятому разу, а обращайте внимание лучше на локации, на достопримечательности, на композицию... Ведь это - искусство! MAN в пятый раз, но теперь - едет по Советскому мосту (1), извилистая улица Герцена (2) с красивым угловым кирпичным зданием, украшенным балконом (3), Вольво на фоне Рыбницкой башни и он же - рядом со звонницей Космодамианской церкви (5), Свято-Троицкий собор за кремлёвской стеной (6), а на закуску - впадающая в Великую речка Пскова (7).

После Советского моста улица Советская становится улицей Леона Поземского, одного из местных комсомольских деятелей. Спрашивается, зачем его именем называть улицу, на которой расположена та красивая звонница, которую я показал вам в подборке выше? Как считаете, стоит ли переименовать эту улицу вместе с Советской? А пока думаете, что написать в комментариях, вот вам два МАЗа, пойманных на этой улице. Гармошка МАЗ-216 и короткий МАЗ-103.

Продолжаем прогулку в обратном направлении, чтобы около парка сесть в Вольво и прокатиться в нём. Вновь минуем здание университета, где уже собрался митинг коммунистов... Погодите-ка, какой митинг?! Ведь в России до сих пор действуют коронные ограничения, запрещающие проводить подобные мероприятия! Или законодательством предполагается, что на коммунистов вирус не действует?

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-25

По пути к автовокзалу делаем на Советской улице несколько фотографий: автобус ПАЗ Аврора (1), ещё один Мерседес (2), новый НефАЗ (3), ПАЗик (4), MAN (5)... Чего, опять эти двое?! Да сколько ж можно?! - наверное подумал его водитель... И ещё один ЛиАЗ.

Несколько автобусов были пойманы на Октябрьской площади. Ещё раз напоминаю: не обращайте внимание, что автобусы одинаковые, смотрите на художественную и на архитектурную составляющую этих фотографий.

Далее мы с Автобус Мастером сели в Вольво, прокатились в нём до конечной остановки где-то на окрание Пскова, а обратно к ЖД вокзалу нас повёз новый МАЗ-216... И знаете, что? В 40-летнем Вольво двигателя почти не было слышно, не дребезжали салонные панели, да и вообще он оказался весьма приятным. А вот новый МАЗ был просто ужасен: рёв двигателя на весь толкач, а салонные панели стучали так, что спустя пять минут езды голова моя стала квадратной. Как думаете, что это? Ужасное качество сборки, или в автобусном парке положили на обслуживание МАЗов? Поездки в автобусах попали на видео. Кстати, черновой обзор Пскова уже доступен на Бусти, а вот официальная публикация состоится хорошо если в конце августа... Так что прошу вас поддержать меня монетой, а взамен смотреть мои новые видео без томительного ожидания!

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-28

Дребезжащий МАЗ-216 привёз нас к начальной точке - к ЖД вокзалу, где на стоянке уже стоял Вольво, ожидая, что мы сфотографируем его в... восьмой или в девятый раз? А также был сфотографирован растянувшийся в повороте МАЗ-105, уходящий на улицу Яна Фабрициуса. Этот автобус тоже попался нам далеко не в первый раз.

Перемещаемся на находящийся неподалёку автовокзал, ведь среди междугородних автобусов Пскова тоже есть эксклюзивы. Два здоровенных автобуса ГолАЗ-5256.23 - тоже весьма интересные и далеко не распространённые машины, но наша цель - это междугородние Mercedes O345 Connecto! Вон, на третьем фото, стоит один из них. Беленький.

Эти автобусы интересны нам потому, что примерно до 2016 года их было много в нашем родненьком Подмосковье, так что для москвичей встреча с ними - это в определённой степени ностальгия. Автобусы строились в Турции, как и их собратья-гармошки, только не в 1990-е годы, а во второй половине 2000-х. В частности, вот этот автобус на фото - 2007 года постройки.

Древние храмы 12 века... Милые сердцу деревяшки... Кремль... Цепные мосты...-31

Эти автобусы ездят из Пскова в соседние города, так что ловить их нужно либо на автовокзале, либо где-то на маршруте, в чём вам поможет приложение Bustime... Помогло оно и нам поймать второй такой же автобус на улице Яна Фабрициуса.

Псков - просто замечательный город! Конечно, в нём есть проблемы со средой: плохие дороги и тротуары, неуместные заборы, провода, некрасивые окраины... Но когда по маршрутам катаются ухоженные автобусы из 80-х и из 90-х годов, по своему состоянию неотличимые от сравнительно новых машин, да и в принципе, когда в городе есть гармошки, такому городу можно простить почти всё. Добавить бы сюда трамваи или хотя бы троллейбусы - можно будет смело ставить 10 "Вольвов-гармошек" из 10, но без электрического транспорта моя оценка Пскову - это твёрдая восьмёрка.

Псковпассажиравтотрансу - огромное спасибо за ваши старания по содержанию автобусов (хотя к новым МАЗам есть вопросы). А водителям - спасибо за невозмутимость.

До скорого!

Смотрите видео обзор Пскова на Бусти:

Другие обзоры городов и городского транспорта: