Найти тему

Два пути постижения тайн жизни в романе Германа Гессе "Нарцисс и Златоуст"

Оглавление

Как-то я в этот раз непростительно долго откладывала чтение в рамках ЛитКвеста (@Ветер в книгах ).

Я знала, что мне понравится.

Но предполагала, что путешествие по этой книге будет нелегким.

Наконец, открываю книгу, читаю первое предложение:

У входа в монастырь Мариабронн перед покоящейся на небольших двойных колоннах полукруглой аркой на обочине дороги стоял каштан, одинокий сын юга, принесенный в давние времена из Рима каким-то пилигримом, благородное дерево с мощным стволом...

Ну, здравствуй, каштан! Дерево - это хороший знак))) Зря откладывала, зря боялась.

Лирическое отступление

Начну издалека. Впервые Гессе я прочитала в студенческие годы. В рамках университетского курса по зарубежной литературе мы проходили роман "Игра в бисер", поэтому мое знакомство с автором началось с финального, итогового его произведения.

Роман "Игра в бисер" покорил меня, главным образом, по двум причинам.

Во-первых, фразой "глубина Вселенной не там, где тучи и мрак, глубина в прозрачности и радости". Я примерно тогда же пыталась разобраться в идеях поэтов-символистов (и старших, и младших). И ничего не могла понять. Все это казалось таким туманным и тревожным. И этой фразой Гессе я успокоилась. Я тогда сказала себе: "раз ты не можешь в этом разобраться, может тебе туда и не надо? Зачем тебе эти тучи и мрак?")) И до сих пор этот принцип помогает мне в жизни: я просто стараюсь избегать тумана (какой-то витиеватости, запутанности) и искать прозрачность (ясность и конкретность).

Во-вторых, объединением математики и музыки. Насколько я помню (прошло много лет с момента прочтения), игра в бисер - это некое действо, в котором нашли максимальное воплощение все науки и все искусства, в первую очередь математика и музыка. И это объединение казалось бы максимально противоположных начал в тот момент стало для меня настоящим откровением. Я почувствовала себя оправданной.

Дело в том, что я со школьных лет одинаково люблю математику и литературу)) То есть я и не физик, и не лирик: ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни в городе Богдан ни в селе Селифан... Короче, вы поняли, были у меня определенные душевные муки из-за того, что я не могу выбрать что-то одно. И тут такое откровение, такое прозрение - а выбирать то и не нужно: вещи противоположные не мешают друг другу, а дополняют друг друга.

Я люблю литературу за то, что книги дают безграничную свободу: позволяют прожить сотни чужих жизней, испытать весь спектр чужих эмоций, побывать в разных странах и разных исторических периодах. И я люблю математику за то, что она структурирует эту свободу, задает систему координат. Математика меня утешает, потому что у любой математической задачки (по крайней мере из школьного курса) есть вполне конкретное решение, прийти к этому решению можно разными путями, но само решение от этого не поменяется. И в моей душе все это не просто прекрасно уживается, но одно помогает другому.

Читая роман "Нарцисс и Златоуст" я с удивлением обнаружила, что к этой ошеломительной идее единства противоположностей Герман Гессе пришел не сразу. В данном, более раннем, романе он разделяет чувственный и духовный опыт, делит людей на художников и мыслителей, на тех, чей мир состоит из образов, и тех, чей мир состоит из понятий. И я не могу с этим согласиться, тем более, что знаю, что сам Герман Гессе, спустя несколько лет, откажется от этого деления.

Для справки: "Нарцисс и Златоуст" написан в 1930, а "Игра в бисер" - в 1943.

И все-таки о романе "Нарцисс и Златоуст"

Действие романа разворачивается в период Средневековья. Монастырь Мариабронн становится местом встречи главных героев. Нарцисс немного старше и к моменту, когда появляется Златоуст, он уже преподает, хотя и сам является только послушником. Златоуст тоже мечтает стать монахом, но в беседах с Нарциссом он понимает, что это не его путь. Если у самого Нарцисса нет сомнения в своем предназначении, то Златоуста раздираеют сомнения. У него более чуткая душа, ему тесно в рамках жестких релизиозных правил, ему скучен мир книжной учености:

Лепесток цветка или червяк на дороге говорят и содержат много больше, чем книги целой библиотеки. Буквами и словами ничего нельзя сказать.

И логичным следствием этого становится то, что Златоуст сбегает из монастыря и пускается во все тяжкие. Познав физическую любовь, он на какое-то время решает, что именно в этом главное счастье жизни. При этом у него нет исключительно потребительского отношения к женщинам. Напротив, каждой он хочет подарить наслаждение, хоть и не остается ни с одной дольше нескольких ночей.

Вскоре, он все-таки находит для себя иной способ выразить свои сокровенные переживания - это искусство. Златоуст устраивается учеником в мастерской скульптора, он лепит из глины, вырезает из дерева. Но и эта сфера не надолго увлекает его. И будут еще годы странствий, будут радости и разочарования, будут ужас и восторг от наблюдения картин смерти (начинается чума), будут женщины.

К финалу романа оба героя вновь окажутся в монастыре Мариабронн. И вновь на подъезде к монастырю их встречает величественный каштан. Но если в начале романа - действие начинается весной - каштан только-только покрылся молодой зеленью. То в финале - каштан сбросил свои плоды, и те, лежа на земле, успели увянуть. Что, конечно, тоже символично.

-2

Собственно, большую часть романа мы наблюдаем за жизнью Златоуста, погружаемся в его переживания, наблюдаем процесс его взросления. И это я бы скорее отнесла к недостаткам романа. Совершенно очевидно, на чьей стороне сам Гессе. В образе Златоуста он описывает самого себя, свой собственный жизненный опыт.

Нарцисс же в романе представлен несколько упрощенно. У этого персонажа нет развития. Он изображен, как человек "без изъянов и противоречий", поэтому он может показаться неинтересным. Но именно из его уст звучат самые мудрые мысли. Он мне нравится больше, потому что, выбрав путь для себя, он не отрицает для другого права сделать иной выбор.

Златоуст же горячится, возмущается, протестует. Но даже это не выводит Нарцисса из равновесия. Он говорит другу:

Ты хочешь сказать, что ни во что не ставишь мышление, но признаешь применение мышления в практическом и видимом мире.

И это мне напомнило анекдот про бабушку, которая возмущалась: "Зачем так много платить за электричество, электричество мне совершенно не нужно, телевизор я и при свечке могу посмотреть!"

Дружба поможет героям расширить свои представления о жизни. Златоуст обретет усердие и упорство, чтобы взяться за масштабную творческую задачу. А Нарцисс станет менее категоричным:

Только теперь я вижу, как много есть путей познания и путь Духа не единственный и, возможно, не лучший. Это, разумеется, мой путь, я останусь на нем. Но вижу, что твоим, противоположным путем, путем чувств, можно прийти к такому же глубокому постижению тайны бытия и выразить ее гораздо живее, чем удается большинству мыслителей.
-3

На этом я пожалуй закончу свой рассказ о романе. Наверное, уже слишком много рассказала о сюжете. Но в романах Гессе сюжет не главное. Важна та мудрость, которую в своих текстах запечатлел автор. Поэтому его стоит читать. Читать медленно, пропуская через себя, соглашаясь или споря, вступая с ним в диалог.

В заключении хочу поделиться своим рассказам о других романах Гессе:

И рассказом Юлии @Ветер в книгах о первом опыте знакомства с автором: